Поп-арт и концептуализм завершили бурную эру авангарда и знаменовали собой то состояние художественно-эстетической культуры, которое обычно называют модернизмом, хотя четких различий в науке между авангардом и модернизмом пока не существует. Сегодня представляется целесообразным понимать под модернизмом те явления в художественной культуре, которые возникли на основе авангарда, но уже без его эпатажно-разрушительного или эйфорически-эвристического манифестарного пафоса. Для основного поля искусства середины ХХ в. характерно внутреннее осмысление находок и достижений авангардных направлений первой половины столетия, осознание их реальных художественно-выразительных, репрезентативных и других возможностей, использование их в тех или иных интертекстуальных отношениях и т.п. Отсюда модернизм может быть понят как более-менее спокойное "переваривание" культурой, утверждение и своего рода догматизация новаторских достижений авангарда. То, что в авангарде было революционным и новаторским, в модернизме становится классикой, а постмодернизм, возникший почти одновременно с модернизмом, уже встает на позицию ироничного отношения к этой "классике", свободно и на равных основаниях соотнося и сопрягая ее (также в духе легкой всеобъемлющей иронии) с классикой других периодов культуры.
Список литературы
Кандинский В. О духовном в искусстве. Нью-Йорк, 1967
Дали С. Дневник одного гения. М., 1991
Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1, 2. М., 1995, 1998
Очерятинский А. Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ столетия (поэзия). Нью-Йорк, СПб, 1995
Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996
Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В трех томах. Т.1. Боевое десятилетие. СПб, 1996
Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем. М., 1996
Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999
Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999
Abstrakte Kunst: Theorien und Tendenzen. Baden-Baden, 1958
Holthusen H.E. Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst. München, 1964
Rubin W. Dada and Surrealist Art. N.Y., 1968
Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. Cambridge, Mass., 1968
Gershman H. The Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969
Honnef K. Concept Art. Cologne, 1971
Meyer U. Conceptual Art. N. Y., 1972
Weightman J. The concept of the Avantgarde. L., 1973
Futurist Manifestos. Ed. U.Apollonio. L., 1973
Kramer H. The Age of the Avantgarde. N.Y., 1973
Bürger P. Theorie der Avantgarde. Frankfurt am Main, 1974
Rotzler W. Constructive Concepts: A History of Constructive Art from Cubism to the Present. N.Y., 1977
Butler Ch. After the Wake. An Essay on the contemporary Avantgarde. Oxford, 1980
Krauss R.E. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Mass., 1985
Hepp C. Avantgarde. Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. München, 1987
Krukowski L. Art and Concept. Amherst, Mass., 1987
Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Frankfurt am Main, 1987
Jauß H.R. Studien zum Epochenwandel der ästhetischen Moderne. Frankfurt am Main, 1989
Marinetti F. T. The Futurist Cookbook. San Francisco, 1989
Koshuth J. Art after Philosophy and After: Collected Writings. 1966-1990. Ed. G.Guercio. Cambridge, Mass., 1991
Breton A. Oeuvres complètes. Ed. M.Bonnet. 2 vols. Paris, 1988-1992
Caws M.A. The Surrealist Painters and Poets. Cambridge, Mass., 1997.