Пространство юрты возле входа (босага) предназначалось для хозяйственных целей, Направо от входа была женская половина, тут размещали различные пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса на деревянной подставке, шкафчик для самых ценных продуктов (чай, сахар, сладости). Нередко этот угол отделялся ширмой. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, сбрую, оружие и др. Зимой, в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное.
По обе стороны от дверной рамы размещали постели хозяев юрты – справа старших, а слева младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространенным элементом убранства юрты стали деревянные кровати производства казахских ремесленников. Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок.
Даже снаружи богатая юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. Кереге были обставлены узорными циновками, на такой же циновке была подшита кошомная дверь.
При перекочевках юрту разбирали на составные части и перевозили вьюком. На Южном Алтае до 60‑х годов была распространена перевозка юрты и всего имущества на телегах. Вся работа по разборке и перевозке юрты и домашней утвари целиком являлась женским делом [7] .
Помимо юрты казахи Южного Алтая пользовались и другими видами переносного жилища, более примитивного, но, как правило, состоявшего из частей той же юрты. Наиболее простым из них являлся шалаш, составленный из двух решеток и накрытый кошмами. Другой вид представлял собой как бы купол юрты, без цилиндрических стен. Он составлялся из прямых жердей, поставленных наклонно и несущих вверху обод юрты, накрываемый кошмами. Этот тип переносного жилища использовали в основном в сенокосный период. В Казахстане такой вид жилья называли аблайча. П.Е. Маковецкий приводит предание, в котором его происхождение приписывается хану Аблаю, он якобы ввел ее для своего войска [8] . Однако такая форма была распространена и в других областях Казахстана. В Семиречье ее называли кос и жаппа, в Восточном Казахстане – кос. Н.А. Баскаков описывает кос приилийских казахов, как шалаш из четырех жердей, связанных вверху и покрытых кошмами, площадью 2,5х2,1 м. кв. при высоте 1,6 м. Пользовались также упрощенными юртами из трех-четырех звеньев решетки, к которым привязывали жерди, соединенные вверху без обода.
Все названные выше формы переносного жилища обычно составлялись из частей юрты, и использовавшихся их как постоянного кочевого жилища тесно связано с развитием полукочевого скотоводства и кочевого быта. Б.А. Куфтин писал, что юрта «является высшим типом, до которого достигло развитие переносного жилища вообще» [9] .
Юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады, а прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли и сора. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей. Аулы ставили в местах с естественными укрытиями от ветров и буранов. В морозные дни в юрте постоянно горел костер, но, несмотря на это, ее обитатели не снимали одежды, а в морозы одевали и меховые шубы.
С юртой была связана вся жизнь казаха, поэтому она занимала особое место в быту чуйских казахов. Шанырак была семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние» [10] .
Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира (ср. макрокосмос – юрта), во-вторых, человеческое общество.
Список литературы
Валиханов Ч.Ч. Соч. Т. 3. – Алма-Ата, 1964. – С.29.
Картуц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. – СПб., 1910. – С.62;
Куфтин Б.А. Киргиз-кайсаки: культура и быт. – М., 1926. – С.32.
Маковецкий П.Е. Юрта. – С.1;
Маргулан А.Х. Казахская юрта и ее убранство. – М., 1964. – С.8.
Муканов М.С. Казахская юрта. – Алма-Ата, 1981. – С.28–29.
Руденко С.И. Очерки быта северо-восточных казахов;