Е.Б. Абатаев, Бийский Государственный Педагогический Университет
В качестве одного из направлений исследований, разрабатываемых отечественной этнографической наукой, выдвигается изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении. Объектом настоящего исследования является одна из таких локальных групп казахов, проживающих за пределами основной территории расселения своего этноса на Южном Алтае.
Казахская диаспора, сложившаяся на рубеже конца XIX–XX вв. на Южном Алтае, стала преемницей и наследницей материальной и духовной культуры племен, издревле обитавших на бескрайних просторах Казахстана на протяжении многих веков. Основным занятием казахов являлись экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является юрта. В настоящее время казахи Южного Алтая используют ее при свадебных и поминально-погребальных обрядах, а животноводы на дальних стоянках в качестве жилья.
До последнего времени происхождение юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.
Юрта не раз подробно описывалось в дореволюционной и советской этнографической литературе, поэтому кратко остановимся, на основных принципах ее устройства [1].
Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении. Юрта (уй, кииз уй) состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. Деревянные части остова изготовляли мастера (уйши, агаш уста), работавшие по заказу или на рынок. В некоторых местах, богатых лесом (урочище Актал, Каратал, Чаган-Узун и Джазатор), существовали небольшие центры по производству заготовок для юрт. Мягкие детали юрт, войлочный покров, маты из степной травы чия (ший), тканые полосы, веревки и другие украшения из материи выделывали женщины [2] .
Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы (босага). Кереге обычно делали из тальника. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды.
Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.
Решетки различались на торкоз и желкоз. Первые изготавливались из более массивных планок, и отверстия в решетке получались меньшими. Такие кереге шли для больших юрт. Желкоз кереге делались из легких планок с крупными отверстиями. Они были менее прочными и чаще употреблялись казахами среднего достатка. М.С. Муканов полагает, что решетки-желкоз устойчивее при сильных порывах ветра [3] , а кош-агачские казахи считают, что при сильных порывах ветра большой устойчивостью обладает решетки-торкоз [4] . Обод обычно связывали из двух-трех березовых стволов с естественной кривизной (иногда делали и из одного ствола), его скрепляли несколькими парами параллельных дужек, обращенных выгибом кверху. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением. По формам купола юрты казахов делились на два типа. Наиболее распространенный – низкий полусферический купол; обод у этих юрт был большего диаметра, а жерди имели большой выгиб в нижней части. Второй тип, распространенный в некоторых селах на Южном Алтае, с ободом меньшего размера и более прямым концом жерди. Этот тип был ближе к монгольской юрте. Возможно, что ее появление тесно связано с влиянием монгольской культуры.
Отдельные части деревянного каркаса юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг.
Войлочный покров юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.
Вместо отдельных кошм для купола и стен юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях [5] .
Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове юрты.
Вся работа по сборке и разборке юрты возлагалась на женщин. Юрту обычно могут установить 2–3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30–35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, и в отличие от кош-агачских казахов, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты стягивали двумя или даже тремя баскурами [6] .
Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.
Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями.
В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.
Посередине юрты отводилось место для очага. Такое его расположение создавало наилучшую тягу для огня и способствовало более равномерному согреванию помещения. В конце XIX – начале XХ вв. огонь разводили прямо на земле или делали для него в земле небольшое углубление. Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника. В настоящее время используют железные печи, изготовленные из стальных бочек.
Весь пол юрты, т. е. земля, за исключением места для очага, застилалась домотканиной и кошмами. Против двери за очагом – самое лучшее место, там у стенки юрты устанавливали горку, т. е. складывали основное имущество. Обычно вниз ставили особую деревянную подставку, на ней располагали сундуки, кошомные футляры или тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали свернутые одеяла, подушки и т. д. Иногда это горку покрывали орнаментированным войлочным ковром или матерчатым покрывалом с вышивкой.
Место перед горкой называли «тор» – самое почетное место в юрте: здесь обычно сидели глава семьи и наиболее почетные гости. Поверх обычной кошмы его застилали специальными подстилками для сидения, стеганными на шерсти, меховыми (корпе, бостек), орнаментированной кошмой или ковром.