Смекни!
smekni.com

Древнеримский жилой комплекс (стр. 2 из 2)

Сторона следующего исходного квадрата равна ширине двора. Поскольку двор имеет прямоугольную форму, восточная и западная стороны квадрата не совпадают с границами двора; они точно совпадают с внутренними границами шести фонтанов. "Священные сечения" этого квадрата определяют следующие структурные линии: продольные оси зданий внутри двора, вдоль которых массивные стены разделяли смежные комнаты. Продольные стены зданий дополнительно подчеркивали ориентацию комплекса в направлении "восток – запад".

"Священное сечение" квадрата в центре второго исходного квадрата служит третьим и последним исходным квадратом. Его "священные сечения" в свою очередь отмечают положение внутренних стен зданий внутри двора, расположенных ближе всего к центру комплекса и образующих центральный коридор, идущий с востока на запад. Три исходных квадрата являются концентрическими, а их "священные сечения" как бы вложены друг в друга, образуя подобие луковицы.

"Священные сечения" не только объединяют комплекс в единое целое, но и определяют построение отдельных зданий. Например, диагональ самого малого квадрата "священного сечения" в упомянутой выше последовательности равна ширине дворовых зданий. Кроме того, длина каждого здания в пять раз превышает длину стороны квадратов. Центральный квадрат из последовательности пяти квадратов охватывает лестничные клетки и вестибюли здания, а квадраты по обеим сторонам определяют размеры жилых помещений.

Геометрии подчинена и планировка отдельных жилищ зданий внутри двора. В данном случае "священное сечение" служит не средством расположения конструктивных элементов, а как "источник" ряда пропорциональных, целочисленных размеров, определяющих планировку помещения. Диагональ исходного квадрата равна 58 римским футам (один римский фут равен 0,295 м), т.е. внешней ширине зданий внутри двора. Сторона квадрата равна 41 римскому футу. Два последовательных "священных сечения" дают отрезки длиной 17, 12, 7 и 5 римских футов.

Эти размеры, или их кратные, фигурируют в плане помещений. Внутренняя ширина помещений равна 28 футам, или четыре раза по 7 футов. Ширина medianum и спален равна половине указанной ширины, или 14 футам. Ширина окон в самой большой комнате составляет 5 футов; расстояние между ними – 2 фута, поэтому ширина оконного элемента равна 7 футам. Ширина вестибюлей равна 5 футам, а общего помещения, включающего крытый проход и лестницу, ведущую на верхние этажи, – 17 футам. Такие размеры, вероятно, имели не просто практическое значение для архитектора садовых домов: они повторяют ряд чисел при вычислении корня квадратного из двух. Процедура начинается с квадрата, сторона которого принимается равной единице. Диагональ квадрата, по теореме Пифагора равная √2, принимается примерно равной единице. Затем диагональ добавляется к стороне квадрата для получения стороны большего квадрата. Диагональ второго квадрата примерно равна диагонали первого квадрата, добавленной для двойного увеличения стороны первого квадрата. Строя последовательность квадратов таким образом и деля диагональ каждого квадрата на его сторону, можно получить следующий ряд: 1/1, 3/2, 7/5, 17/12, 41/29 и т.д. Этот ряд сходится к √2.

Тот же ряд может быть получен с помощью квадратов и "священных сечений", поскольку отношение стороны квадрата к радиусу дуги сечения также равно √2. (В этом случае сторона каждого квадрата в последовательности строится добавлением стороны предыдущего квадрата, увеличивая в два раза его "священное сечение".) Пятый квадрат в этой последовательности имеет сторону, равную 41 и "священное сечение" 29, как и квадрат, определяющий планировку жилых помещений домов-садов.

Основывая планировку на последовательности чисел, сходящейся к √2, архитектор домов-садов находил философское выражение идеи, сходной с идеей спрямления окружности (что эквивалентно приближению к π). В обоих случаях "священное сечение" служило средством выражения иррационального и неопределяемого через рациональное и определяемое.

В наименьшем масштабе в домах-садах "священное сечение" определяет композиции мозаики пола, а также росписи стен и потолка. Ни одно из этих украшений в зданиях внутри двора не сохранилось достаточно хорошо, однако некоторые из них уцелели в зданиях по периметру. В доме, называвшемся "Домом муз", в северо-восточной части комплекса, квадратный пол одной из комнат почти полностью покрыт мозаикой. В центре мозаичного рисунка находится квадратный медальон; его размер определяется "священным сечением" квадрата, ограждающего внешнюю границу мозаики. Подобные рисунки обнаружены и в других частях домов-садов. В некоторых случаях мозаичные украшения в различных комнатах одного и того же жилища были, по-видимому, связаны между собой размерами и геометрией. Например, мозаика в одной комнате могла иметь размер квадрата "священного сечения" мозаики в большой комнате. Помимо мозаики пола большинство комнат в домах-садах имели ярко расписанные потолки и стены. Ни один из рисунков потолков не сохранился полностью, однако имеется достаточное число фрагментов одного из них, по которым можно восстановить его композицию. Как и мозаика пола, он был квадратным и находился в центре потолка. "Священные сечения" внешнего квадрата определяют положение двух систем дуг; квадрат "священного сечения" внешней границы делится вторично и определяет центральный медальон.

Роспись внутренних стен также подчинена "священному сечению". Конечно, многие стены не были квадратными. Тем не менее композиция почти всех сохранившихся росписей, по-видимому, основана на воображаемом исходном квадрате со стороной, равной ширине стены. Геометрия "священного сечения" определяет не только расположение основных элементов композиции, но так же, как и в планировке жилищ, задает последовательность чисел, определяющих главные размеры настенных рисунков.

"Священное сечение" – это лишь один из многочисленных геометрических рисунков (большинство из них централизованы и имеют оси), обнаруженных в архитектуре древнеримских сооружений. Однако его повторение во всех масштабах в домах-садах Остии свидетельствует о том, что он имел определенное ритуальное значение. В настоящее время мы пытаемся обнаружить "священные сечения" в архитектуре других древнеримских сооружений. Наши измерения показали, что этим профилям подчиняются планировка и украшения многих односемейных домов в Помпее и Геркулануме, построенных на 1-3 столетия раньше, чем дома-сады. "Священные сечения", очевидно, присутствуют и в архитектуре domus, сохранившихся после того, как древнеримские архитекторы стали проектировать дома с большим количеством комнат. Конечно, "священные сечения" применялись не только в домах-садах Остии. Как уже упоминалось выше, Брюнес обнаружил этот принцип в архитектуре римского Пантеона. Возможно, они также использовались в городском планировании: мы обнаружили, на наш взгляд, доказательство того, что в планировке целого древнеримского города, построенного на Ближнем Востоке в I в., использовался геометрический принцип "священного сечения".

ДОМА-САДЫ были раскопаны вместе с остальной частью Остии в первой половине нынешнего столетия. Жилой комплекс, построенный примерно в 128 г., состоял из двух зданий, находившихся в прямоугольном дворе, окруженном сплошной застройкой. Фотографирование производилось сверху вдоль главной оси комплекса, идущей с востока на запад. На переднем плане видны главные (восточные) ворота. "Дом муз" в северо-восточной части комплекса был реставрирован.
ОСТИЯ энергично застраивалась во II в. Строительство новой искусственной гавани (не показана) на Тирренском море привело к возрастанию роли Остии как главного порта Римской империи. Товары, которые импортировались из стран Средиземноморья, переправлялись из Остии в Рим (удаленном от нее на 25 км) по реке Тибр. Когда население Остии достигло примерно 50 тыс. человек, было построено много жилых зданий, включая дома-сады (выделено цветом). Рисунок выполнен по макету, созданному по сохранившимся остаткам города.
ПЛАН ПЕРВОГО ЭТАЖА домов-садов. Главная ось (восток – запад) и второстепенная ось (север – юг) пересекаются в центре комплекса. Здания, по-видимому, были четырехэтажными. Каждое из 17 жилищ на первом этаже состояло из нескольких комнат, окружавших центральное помещение, которое могло называться medianum (розовый). Комплекс включал также множество торговых помещений (красный).
"СВЯЩЕННОЕ СЕЧЕНИЕ" исходного квадрата получается путем проведения дуг окружностей (с центрами в углах квадрата), проходящих через центр квадрата (вверху). Соединяя точки пересечения дуг со сторонами квадрата, можно получить сетку, делящую квадрат на девять частей; центральный квадрат называется квадратом "священного сечения". Длина каждой дуги AB равна, с точностью до 0,6 %, длине диагонали CD прямоугольника, составляющего половину исходного квадрата (в центре). Метод "священного сечения" позволяет приблизительно решить задачу спрямления окружности: периметр квадрата, образованного из четырех отрезков CD, примерно равен длине окружности, образованной из четырех дуг "священного сечения" (внизу).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК домов-садов в Остии обеспечивался тремя последовательными "священными сечениями". В квадрат, примерно совпадающий с периметром комплекса, вписана окружность, проходящая через углы двора (a). "Священные сечения" восточной и западной сторон этого исходного квадрата определяют положение внешних стен дворовых зданий (b). Второй исходный квадрат, концентричный с первым, определяется шириной двора и расположением фонтанов. "Священные сечения" западной и восточной частей двора определяют положение общих стен вдоль несущих частей дворовых зданий (c). Третий исходный квадрат является квадратом "священного сечения" второго квадрата и его сечения определяют расположение внутренних стен дворовых зданий (d). Длина этих зданий в точности равна пяти сторонам последнего квадрата, а их ширина равна его диагонали (e). Наложение всех "священных сечений" показывает, как они раскрываются от общего центра, подчеркивая главную ось комплекса, идущую с востока на запад (f).
ПЛАНИРОВКА ЖИЛИЩ в дворовых зданиях определяется "священными сечениями" квадрата, длина стороны которого равна 41 римскому футу, а диагональ равна внутренней (между внутренними поверхностями наружных стен) ширине зданий (58 футов). На плане показаны два прилегающих друг к другу жилища, разделенных общей стеной толщиной 2 фута. Размеры жилищ определяются последовательными "священными сечениями". Наиболее часто встречается число 7 и его кратные.