Д.Е.О'Графов
Введение
В данной скромной работе затрагивается очень глобальная тема, безусловно, требующая серьезного исследования. Те или иные частные аспекты ее таковым исследованиям, конечно, подвергались. Здесь тема развития цивилизаций в зависимости от природных условий обозначена в общих чертах и приведены некоторые предварительные выводы, безусловно, нуждающиеся в более глубоком обосновании. Автора достаточно легко упрекнуть в легковесности, он этот упрек принимает и готов сию легковесность объяснить.
Во-первых, то, что изложено ниже – материал для дальнейшего размышления, исследования, дискуссий и т.д. Сам автор с удовольствием бы разрабатывал эту тему глубже и глубже, но, скорее всего, осуществлять это он сможет только на пенсии. А выкрикнуть то, что думаешь и считаешь важным, хочется уже сейчас.
Во-вторых, глубокое исследование означает большое количество информации. Порой слишком много информации – не лучше, если не хуже, чем слишком мало. Мы слишком часто проходим мимо очевидного и не осмысливаем должным образом той информации, которой владеем, ибо находимся в плену определенных модных интерпретаций.
Кроме того, информация может быть искаженной или намеренно лживой.
Поэтому информация, приведенная в данной работе, и на основе которой делаются некоторые выводы, доступна и знакома практически всем, кто учил в простой советской школе историю с географией и иногда читает газеты и смотрит телевизор.
И еще одно – здесь рассматривается техническое развитие; никакого позитивного или негативного смысла в этот процесс в данном случае не вкладывается. Просто констатируется факт.
1. Общий закон развития цивилизаций
Каждый, кто знаком с историей в пределах школьного курса, может обнаружить следующую закономерность – каждая последующая ведущая мировая цивилизация (или группа цивилизаций) развивается в природных условиях, более суровых, чем предыдущая и достигает более высокого уровня технического развития. (Под уровнем технического развития понимается, во-первых, наличие тех или иных технических достижений, во-вторых, степень их внедрения в повседневную жизнь).
Итак, общая схема такова:
Сначала, 4-6 тысяч лет назад – Шумер, Египет, Мохенджо-Даро в Индии.
Далее, 3 – 1,5 тысяч лет назад – Персия, Греция, Рим.
Далее, 500 – 600 лет назад – настоящее время – Западная Европа и Северная Америка.
К этой схеме очень легко придраться, указав на, во-первых, ее неполноту; во-вторых, множество отклонений от нее. Тем не менее закономерность соблюдается:
Сначала наиболее технически развитые цивилизации человечества располагались в тропическом поясе или на границе с ним, затем – в субтропиках, затем – в умеренном поясе. При этом, чем суровее природные условия, тем более высокого уровня развития цивилизация в конце концов достигала.
2. Наиболее серьезные пробелы и отклонения данного закона и их объяснение
Первое, что сразу бросается в глаза, – а где же Китай, вообще Восточная Азия, где Африка, доколумбова Америка; где Россия, в конце концов?!
Кроме того, как в эту схему вписываются арабская цивилизация 7-15 веков, Монгольская и Османская империи?
Итак, по порядку.
Китай – система очень большая и сложная. Пространство, занимаемое ныне Китайской Народной Республикой, по масштабу и разнообразию условий существенно превышает Римскую империю в эпоху ее расцвета. Восточный Китай (т.е. собственно Китай, без Синьцзяна, Тибета и Внутренней Монголии) – это равнинные и низкогорные пространства, раскинувшиеся на 3500 км с юга на север, от тропических лесов до тайги и от +20 до –20 в январе. Какой-то своей частью Китай всегда вписывался в эту схему и знал немало взлетов и падений. Более того, он ее как раз подтверждает. Если более древние китайские цивилизации были привязаны к теплой долине Янцзы, то более позднее развитие (включая развитие новейшее!) было связано, в первую очередь, с Маньчжурией, с холодным севером страны, граничащим с нашей Сибирью, т.е. с условиями более суровыми, чем в Западной Европе и Северной Америке.
Что же касается Японии и Кореи, то здесь также именно их современное развитие вписывается в закон зависимости от природных условий. В Японии нет зимних морозов (за исключением Хоккайдо), но это “компенсируется” горной местностью с дефицитом земель, пригодных для сельского хозяйства и удобных для строительства и постоянной сейсмической опасностью. Природные же условия Кореи сходны с таковыми в Северном Китае, т.е. зима в Корее (за исключением южной оконечности полуострова) суровее западноевропейской и сопоставима с зимой в центре европейской части России.
Теперь Россия – природные условия нашей страны существенно суровее западноевропейских и североамериканских, и потому имеет смысл остановиться на России подробнее несколько позже.
Арабская цивилизация, хотя и достигла большого могущества, но в техническом плане явно не “дотягивали” до Римской империи. То же можно сказать и о доевропейских цивилизациях Африки и Америки. Более того, судя по данным историков и археологов, пик развития цивилизаций тропических частей Африки и Америки прошел еще до прихода туда европейцев.
Османская же империя европейского уровня также не достигла, притом, что ее расцвет наступил раньше.
Складывается ощущение, что существовал некий потолок в развитии цивилизаций, и чем суровее природные условия, тем он выше.
Кроме того, возможно, имеет место метахронность “перемещения” и роста цивилизаций на разных континентах или даже в разных частях такого огромного континента, как Евразия. Но суть при этом не меняется – движение от низких к высоким широтам, более позднее время, но и более высокий “потолок” развития в высоких широтах.
Следует оговориться, что монголы – случай особый, еще более “тяжелый”, чем Россия. Их цивилизация складывалась практически в Сибири, и их также следует рассмотреть позже.
3. Возможные причины существования данной закономерности
Предположить можно следующее:
Чем суровее условия природной среды, чем сильнее вызов, бросаемый природой человеку, тем больше это заставляет человека напрягать свои как физические, так и интеллектуальные силы и, в конечном счете, в большей степени стимулирует развитие цивилизации. В то же время для освоения территорий с более суровыми условиями необходим и более высокий уровень развития накопленных в обществе производительных сил и технических достижений.
В сравнительно кратковременном плане мягкие природные условия скорее способствуют развитию, зато на отрезках времени, занимающих многие столетия, вперед вырываются более “закаленные” холодным климатом и прочими неблагоприятными факторами.
Поэтому в более суровых условиях цивилизации запаздывают, зато, когда развернуться, то и достигают в техническом отношении большего, чем их “изнеженные” теплом предшественники.
Это можно проиллюстрировать, например, записками одного итальянского путешественника 16 века в России, писавшего, что в России дорог нет и строить их в принципе невозможно, поскольку полгода в России лежит снег, а еще полгода – непролазная грязь из-за таяния снега. Однако со временем и в России оказалось возможным строительство дорог. Впрочем, о России, повторюсь, более подробный разговор ниже.
Нам, жителям северных областей, если мы оказываемся в теплых краях, часто бывает сложно понять, как вообще в таких условиях можно работать? Ни думать, ни вообще двигаться просто не хочется. Наблюдая местных жителей, также нередко приходишь к выводу, что и сами они отнюдь не трудоголики.
Но, скорее всего, объяснение несколько сложнее, чем просто расслабляющее влияние южного солнца и ароматов. Необходимо заметить, что это влияние не только расслабляющее, но и просто блокирующее деятельность. В теплое время года большую часть светового дня люди там вынуждены проводить в укрытии.
Еще одна возможная причина (возможно, более важная) “блокирования” развития цивилизаций в низких широтах заключается в чрезвычайной химической и биологической активности среды.
В частности, известно, что при повышении температуры на 100С скорость химических реакций возрастает в два раза. Отсюда, например, намного более мощное развитие процессов разрушения материи в низких широтах, особенно, если это сочетается с высокой влажностью.
Все, созданное руками человека, разрушается быстрее. Все побочные эффекты его воздействия на окружающую среду также намного разрушительнее, чем в более высоких широтах. В частности, хорошо известен больший размах карстовых, суффозионных, эрозионных и прочих деструктивных природных процессов (неизбежно сопровождающих сельскохозяйственную и строительную деятельность человека) в низких широтах.
О биологической активности в тропических широтах известно, пожалуй, каждому. Она проявляется во всем, начиная от термитов, разрушающих дома, сорняков, душащих сельскохозяйственные культуры намного активнее, чем у нас, и целой армии опасных для человека живых существ, начиная от микроорганизмов.
Таким образом, одной рукой природа дает, а другой отнимает. Земля в тропиках хорошо родит, но и не дает себя “покорить”.
Особенно ярко это проявляется в экваториальной зоне, где богатство природы как бы перерастает в свою противоположность. В частности, почвы экваториальной зоны бедны из-за большого количества осадков, выпадающих равномерно в течение года, и вызывающих, таким образом, активное выщелачивание почвы.
В настоящее время, на первый взгляд, происходит некий “реимпорт” цивилизации с Севера на Юг, “побеждающий” природу. Но на этом имеет смысл подробнее остановиться ниже.
4. Границы действия закономерности
Для развития цивилизации до определенного достаточно высокого уровня необходима, скорее всего, некая “оптимальная суровость” условий.