Мнацаканян М.О.
Проблемы национальных культур, смыслов и ценностей, их взаимосвязи, тесно, органично связаны с проблемой о содержании и характере глобализации. Теоретическая постановка любых проблем о старых и новых ценностях в отрыве от проблем глобализации и интернационализации, малопродуктивна. Что касается проблем глобализации, то в отечественной обществоведческой науке за последние годы появились интересные работы таких авторов, как Володин Н.Г., Данилов А.Н., Кувалдин В.Б., Уткин А.И., Чешков М. и др. (1).
Глобализация, в сущности, - это формирование и утверждение целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как таковой общественным сознанием. Это одновременно и сложный процесс и состояние, выражающее качественные ступени, стадии глобальности. Чтобы понять сущность данного феномена необходима совокупность теоретических подходов, требующих: а) структурно-целостного взгляда на систему совокупных взаимосвязей человека, общества, природы; б) исторического взгляда на становление глобальной системы интегральных государственных и национальных взаимосвязей, формирование и действие источников и факторов глобализации; в) раскрытие социокультурной сущности той основы, которая придает глобальности современного мира действительную целостность, органичность, составляя ее ядро; г) понимание состояния глобальной системы как перманентно кризисного, придающего ее противоречиям, кризисам и конфликтам характер антиномий, т. е. постоянного собственного воспроизводства.
Глобализация (от лат. globus - шар) затрагивает все сферы и взаимоотношения современного мира: от экономических, политических до социальных, культурных; от групповых, классовых до национальных, государственных. Ее изучают все обществоведческие науки через призму собственного предмета, проблематики. Социология придает вопросам глобализации особо важное значение прежде всего потому, что в центре глобального мира стоит социокультурное ядро системы и все основные свойства этого мира: характер взаимодействия и взаимозависимости; противоречия и конфликты; направленности и тенденции дальнейшей глобализации; характер взаимосвязи старых и новых ценностей и т.д. заложены в качестве субстанции в тех социальных условиях и факторах, которые оформились уже на начальных стадиях формирования данной целостности. О существовании такого ядра высказал суждение М. Чешков (2, с. 46).
Генезис процесса глобализации начинается с XVI века с стихийным формированием мирового рынка и установлением экономической взаимозависимости стран в системе метрополия-колония. Уже к середине XIX века в ходе разделения труда (Англия, Индия, Южная Африка, Австралия, Канада) четко проявляются черты экономической глобализации, а в начале ХХ века с формированием мирового хозяйства можно говорить о завершении этого процесса. Вместе с тем с полным политическим разделом мира в это же время на глобальной экономической основе формируется и политико-военная и дипломатическая глобальность. На таких позициях стоит и В.Б. Кувалдин (3). Мир вступает в полосу, когда формируются общие глобальные проблемы и противоречия, затрагивающие интересы всего человечества и в решении которых необходимы общие усилия. Глобализация мира становится историческим фактом. Первая мировая война, появление Лиги Наций, тоталитарных режимов, угрожающих миру новой мировой войной, новым разделом мира и т.д. ярко свидетельствуют об этом.
Но уже в недрах глобального мирового хозяйства и политической общности начинает набирать силу социокультурное ядро глобальности. Дело в том, что взаимосвязанные и взаимозависимые страны и народы в глобальном мире по своей внутренней социальной природе и структуре были разнородными. Подавляющее их большинство стояло на уровне докапиталистических форм развития, которым соответствовали и архаичные культурные ценности и смыслы. С крахом колониальной системы и появлением новых независимых государств Азии, Африки, Латинской Америки с начала 60-х гг. происходит процесс социокультурной трансформации освободившихся стран, формирование родственных с Западом структур при сохранении цивилизационных различий. Теперь все страны и народы, как элементы и части общесоциокультурной мировой системы, объединяет нечто общее, качественно единое, при сохранении их индивидуальности, своеобразия. На единой социокультурной основе складывается социокультурный плюрализм, плюрализм ценностей и смыслов.
Что включает в себя общая социокультурная основа? а) родственную современную социальную структуру, общими тенденциями стратификации и мобильности; б) схожие базовые логико-смысловые ценности культуры; в) престиж и высокая ценностность науки и научных знаний; г) ценности современных политических систем, демократии и плюрализма; д) современные образовательные системы, социальной защиты, медицинского обслуживания; е) наконец, современные средства массовой коммуникаций, средств связи, Интернет и т.д. Урбанизация, современные средства транспорта, новые технологии, экономические и иные фундаментальные структурные изменения стимулируют социокультурные процессы.
Было бы ошибочно социокультурные изменения в мире рассматривать как процесс распространения западных ценностей и культурных образцов на другие народы. Перед нами встает проблема интернационализации, которая в широком смысле, является важным источником и глобализации, и интеграции, объясняет характер сближения национальных культур, источники их развития. В интернационализации проявляется противоречивость глобализации и интеграции, отсюда берут начало три противоречивые тенденции: а) усиление интеграционных начал и стремлений к универсализации; б) формирование устремлений к многообразию, сохранению и упрочению национально-культурных ценностей и традиций, возможно полному раскрытию и использованию исторически заложенных в них потенций и источников саморазвития, приданию, таким образом, динамичности и полноты собственному развитию; в) накоплению факторов конфликтности. Фундаментализм в отношении культурных, религиозных идей ценностей и значений, полное неприятие иных культурных ценностей и идей, сопровождают развитие данной тенденции.
В самом деле вопрос - как и почему сама интегральная целостность становится источником развития субъектов, общностей социокультурного мира, не является праздным. Ведь внешняя экспансия - экономическая, политическая, социокультурная ("вестернизация"), осуществленная капитализмом (Англия, Нидерланды, Франция и т.д.), сама по себе, не может интегрировать мир и ничего в нашем аспекте не объясняет. Более того, сама внешняя экспансия, "выход" свойств и отношений капитализма и его "духа" за рамки первоначальных национальных границ и превращение их в свойство международной жизни, являются проявлениями более глубинных процессов и потребностей социокультурного развития человеческой общности.
Интернационализация (от лат. inter - между и natio - народ) действительно связана с процессами, происходящими между нациями, но генетически эти процессы формируются, подготавливаются во внутринациональной жизни, в ее недрах. Каждая нация обладает огромным творческим потенциалом, создает материальные и культурные ценности, ее научные открытия, произведения литературы, музыки, архитектуры и т.д., т.е. достижения, особенно великие, во всех сферах жизни, становятся достоянием всего человечества. Дело в том, что наиболее ценное, важное, возникшее в жизни нации, имеет тенденцию выйти за рамки национальных границ, включиться в международную жизнь. Эта тенденция со временем становится объективным и необходимым процессом (4, с. 122-128).
Выход всего ценного, социально значимого для общества и для человека за рамки, пределы национальных границ - это как бы исходный, начальный пункт интернационализации. Необходимо также, чтобы другие народы приняли эти ценности, культурные, научные открытия, технику, опыт и т.д., включили в собственную жизнь как часть собственной культуры, науки, техники и т.д., сами адаптировались к ним и их адаптировали к своей жизни. Это как бы второй этап, второй шаг в осуществлении интернационализации. Но главное и самое ценное здесь заключается в завершающем третьем этапе - в реализации могущественных потенций и сил интернационализации. Национальные ценности, созданные в недрах и усилиями одного народа не просто имеют тенденцию выхода за рамки его жизни, не только органически включиться в соответствующую сферу жизни народа принимающего, но теперь стать источником развития и прогресса его жизни, дать мощный импульс расцвету его культурной, духовной, научной жизни, экономики и т.д. В процессе интернационализации происходит проверка социальной ценности, значимости созданных в национальной жизни духовных, научных, материальных продуктов.
Именно в таком ее понимании и изложении интернационализация перестает быть процессом неуловимым, загадочным. Именно так и на такой основе происходит мировой прогресс, охвативший все сферы общества, все формы человеческих взаимодействий. Именно она, интернационализация, формирует явления международной жизни, резко расширяет диапазон доступных человеку возможностей, масштабов и пределов деятельности. Теперь сама международная жизнь, возникшая в результате интернационализации как ее продукт, становится ареной формирования новых ее предпосылок. Промышленная революция, развернувшаяся в Англии и сделавшая ее первой мировой промышленной державой, постепенно охватывает и другие страны, интернационализируется, подводя под возникший стихийно еще с XV-XVI в.в. мировой рынок мощную международную промышленную базу. Колониальная система и мировой рынок привели с середины XIX в. к мощной концентрации капиталов и решающих средств производства в немногих высокоразвитых странах, формированию хозяйства, в котором четко разделились слаборазвитые, зависимые и высокоразвитые, господствующие страны. Начинается такое хозяйственное освоение планеты, выгоды которой могли пожинать страны, монопольно владевшие решающими средствами производства, новыми технологиями, мощными финансовыми ресурсами.