Смекни!
smekni.com

Боевое искусство и ритуальный танец, старинные музыкальные инструменты и современный быт... Чтобы в полной мере осознать, сколь тесно все это связано, стоит отправиться в Бразилию, в штат Байя, где потомки чернокожих рабов бережно хранят память о своей африканской родине. Они искренне верят в Иисуса и Деву Марию, но при этом продолжают поклоняться языческим божествам.

Сальвадор, столица бразильского штата Байя, - самый черный город в стране, белые здесь явно в меньшинстве. И так было всегда - потому что именно через Сальвадор на протяжении трех с половиной столетий шел в Бразилию основной поток африканских рабов. В порт с середины XVI века и до 1880 г., когда рабство в Бразилии было запрещено, работорговцы завезли больше пяти миллионов африканских невольников. Почти все население Бразилии - в том числе и потомки рабов - католики. Католических храмов в Сальвадоре, если верить местным жителям, 365 - по одному на каждый день года. Но это не мешает подавляющему большинству сальвадорцев, регулярно эти храмы посещающих, быть приверженцами культа кандомбле, корни которого африканские. Работорговцы не позволяли африканцам брать с собой в Новый Свет никакого имущества. Но распространить этот запрет на музыку, богов и язык они не могли. Язык со временем забылся, а верования и музыкальные ритмы, хоть и несколько трансформировались - живы до сих пор.

Слово "кандомбле" на языке народа йоруба, и теперь живущего на территории Нигерии, означает "обычай черных людей". Исследованием этого культа многие годы занимается профессор Сальвадорского университета Сид Тешейра. Он автор нескольких книг по культуре чернокожих бразильцев: "Кандомбле появилось уже в Бразилии. Рабы, которых везли из Африки, естественно, поклонялись своим богам. Португальцы же активно принялись обращать их в католичество. Африканцы этому не противились, но и от прежних богов не отказывались. Вера в Христа и почитание святых никак, по их мнению, не могла помешать человеку поклоняться божествам-оришам". В результате рабы стали отожествлять своих богов с христианскими святыми. Кандомбле - один из многих, возникших в среде африканских рабов культов, соединяющих в себе христианские и языческие элементы. К ним же относится кубинская сантерия, гаитянское вуду. И португальцы и бразильские власти запрещали кандомбле. Гонения прекратились лишь в середине прошлого века. Теперь фонтан со скульптурами божеств кандомбле украшает самый центр Сальвадора.

Нам повезло - мы получили приглашение на обряд кандомбле, который проводила известная шаманша, или, как говорят в Бразилии, "мать святых". Обряды кандомбле проводятся в так называемых "террейро". Террейро, куда нас пригласили, известно на весь город. Здание самое обычное, без всяких видимых отличий. Так повелось со времен, когда открыто собираться приверженцы кандомбле не могли. Жрица террейро донна Элис Мария Санта-Крус, была целиком поглощена подготовкой к обряду и смогла уделить мне лишь несколько минут. Чтобы все прошло хорошо и божества вняли мольбам верующих, их перво-наперво надо угостить. Ведь они хоть и отождествляются с христианскими святыми, пребывают не на небесах, а на земле, среди людей. Угощение готовилось всю ночь, осталось последнее блюдо - жареные бананы. Резкий горько-сладкий запах подгоревшего пальмового масла, на котором их готовят, европейцу вряд ли покажется аппетитным - скорее наоборот. Но местная публика к нему привыкла - на пальмовом масле здесь готовят везде - и в ресторанах, и на уличных лотках. Боги кандомбле, оказывается, весьма разборчивы в еде - у каждого свое любимое блюдо. Правда, все они немудреные. Это главным образом бобы и кукуруза - основная пища рабов.

Сама церемония кандомбле - это бесконечный танец под аккомпанемент барабанов-атабаке и плетенных из коры погремушек. Ведет ее обязательно женщина, жрица террейро - их еще называют на католический манер аббатисами. Обряд она совершает вполне языческий, но, как рассказал мне мой новый знакомый Боа Женче, благословение на его проведение аббатиса просит в католическом храме. Танцы в террейро могут продолжаться день напролет. Когда от бесконечного повторения одних и тех же движений и однообразного ритма барабанов люди впадают в транс - это означает, что в их тела вселился один из богов ориша. Разным богам посвящены разные танцы. Верующие могут обращаться к оришу с вполне конкретными просьбами. Но главная их цель - через слияние с богом очистить свою душу. Боа Женче начал было объяснять мне символику танца, но скоро от этой затеи отказался - за несколько минут проникнуть в нее невозможно. Когда церемония закончилась и народ разошелся, Боа Женче устроил мне короткую экскурсию. Он не только исповедует кандомбле, он еще мастер и преподаватель боевого искусства "капоэйра"… Оно тоже возникло в среде африканских невольников. Бежавшие с плантаций рабы объединялись и создавали независимые поселения. Боевой дух в них был настолько силен, что правительственные войска ничего не могли с ними поделать. Внутри таких поселений и родилось боевое искусство капоэйра.

Боа Женче предложил мне побывать на занятии возглавляемой им школы. "Но сперва надо зайти на мою радиостанцию", - объявил он. При виде этой "радиостанции" мне с трудом удалось сдержать улыбку - более всего она походила на голубятню, с вывешенным наружу динамиком. Назначение радиостанции - развлекать жителей окрестных домов. Отсюда же он созывает своих учеников на занятия капоэйрой. Следующий день у воспитанников школы ответственный - они сдают экзамен на очередную ступень мастерства. Но к экзамену надо еще получить допуск. Первым делом ученики должны представить мастеру то, что мы назвали бы "докладом по капоэйре". В тексты Боа Женче особо не вчитывается, ему важно, чтобы ученики с душой подошли к заданию. Затем воспитанники демонстрируют свое умение играть на барабанах атабаке - тех самых, под аккомпанемент которых проходила церемония кандомбле. Все поединки капоэйристов проходят под звуки барабанов и струнного инструмента беримбау. Капоэйрист обязан владеть обоими этими инструментами. Беримбау, пожалуй, единственный атрибут капоэйры, заимствованный африканцами уже в Бразилии, у индейцев Амазонии.

Собственно, цель Боа Женче - не вырастить бойцов экстракласса, а чем-то занять подростков. Здесь, в бедных кварталах Сальвадора, многие ровесники его учеников уже вовсю торгуют наркотиками и грабят прохожих. Капоэйрой в Бразилии можно овладеть не только в специальных школах. В Сальвадоре часто можно увидеть вполне мирно настроенных молодых людей, которые не то тренируются, не то демонстрируют прохожим владение приемами капуэйро. Каких-нибудь восемьдесят лет назад страж порядка обязательно пресек бы это безобразие - до тридцатых годов прошлого века капоэйра находилась под строжайшим запретом. Теперь же полиция относится к капоэйристам приблизительно так же, как к уличным музыкантам.

Экзамен в школе Боа Женче тоже состоит из парных схваток под аккомпанемент атабаке и беримбау… Музыка с самого начала была неотделима от капоэйры. Ведь барабанный ритм - неизменный спутник африканских танцев, из которых, скорее всего, и родилось это боевое искусство. В капоэйре экзамен - своего рода инициация, переход к следующему жизненному этапу. На определенной ступени мастер, вручив капоэйристу соответствующий пояс, дает ему второе имя. Боа Женче тоже когда-то получил это имя от своего мастера. Тот выбрал его потому, что ученик отличался общительным и веселым характером. Ведь означает оно "хороший человек"... В свои шестьдесят лет, которых ему никак не дашь, Боа Женче все такой же улыбчивый и обаятельный. Танец капоэйра или поединок - на этот вопрос даже сами капоэйристы часто затрудняются ответить. Свои схватки они называют игрой, а себя - не бойцами, а игроками.