Буше Франсуа Boucher Francois (1703 Париж 1770 там же) французский художник.
Буше сделал блестящую карьеру познал все почести постоянно получал королевские заказы и был дружен со многими любителями искусства (мадам де Помпадур; Тессин шведский посланник в Париже; герцог Шеврский; аббат де Сен-Нон банкир Эбертс хранитель драгоценностей Блондель д'Азенкур, имевший 500 рисунков художника). Тем не менее начиная с Салона 1760 публика больше не толпится в восхищении перед его элегантными картинами которые кажутся ей излишне легкими.
С этого момента и на протяжении целого столетия критика игнорирует художника. Лишь на рубеже XIX-XX вв. появляется ряд книг (Манца Михеля Нолака Кана Фенайя) вернувших художнику популярность. Большая выставка прошедшая в 1986-1987 в Нью-Йорке Детройте и Париже позволила оценить значение художника.
Раннее творчество (1720-1735)
Сын орнаментщика и торговца эстампами Никола Буше Франсуа около 1720 работает в мастерской Ф. Лемуана у которого он получил первые уроки колорита наряду с более расплывчатыми уроками итальянцев.
Первой его специальностью однако стало ремесло иллюстратора: чтобы заработать на жизнь юный художник поступает в мастерскую Ж. Ф. Карса (отца Лорана), где рисует виньетки, участвует в работе над "Историей Франции" П. Даниеля, гравюры к которой выполнял Бакуа. Благодаря этим работам его замечает коллекционер Жюльен и предлагает ему гравировать пейзажи и этюды Ватто (1726-1728).
Вскоре Буше получает Гран При Академии (за картину "Освобождение Иоакима пленника Навуходоносора" 1723, не сохранилась). По возвращении из Италии, где он был в 17261731 (?) Буше женится на Мари-Жанн Бюзо которая часто служит ему моделью. Он продолжает публиковать гравюры ("Мольер" 1734-1737; "Крики Парижа" 1737) и начинает получать большие заказы (эскизы на сюжет Итальянских праздников заказанные Удри для мануфактуры в Бове 1734).
Эти первые годы полностью посвящены рисунку копированию и гравюре, которые придали его таланту легкость и большую работоспособность. В течение своей жизни Буше не перестает иллюстрировать (иллюстрации к Боккаччо 1757; Овидию 1767).
Зрелый период (1736 ок. 1760)
Избрание в Академию ("Ринальдо и Армида" 1734 Париж Лувр) открывает для Буше долгую официальную карьеру профессора (1737), директора Академии и "первого художника короля" (1765).
Это время интенсивного творчества художника делящего свое время между королевскими мануфактурами (мануфактуры шпалер в Бове, где он работал с 1734 и Кор. мануфактура гобеленов в Париже, инспектором которой он был в 1755-1765) декорациями для театра и оперы заказами короля и мадам де Помпадур а также своих друзей. С 1736 он создает серию "Пасторалей" из 14 частей а в 1739 "Историю Психеи" ("Психея принимающая божественные почести" Блуа музей). Неправдоподобность сюжета предопределила немедленный успех (между 1741 и 1770 Буше 8 раз повторяет "Историю Психеи" для короля Швеции, короля Неаполя, посла Испании и других).
Здесь проявляется подлинная оригинальность художника он превращает грандиозное искусство Лебрена в чистую декорацию со сдвинутым композиционным центром с далекими перспективами образованными самыми разными линиями с бледными тонами подобные шелковым тканям. Для Кор. мануфактуры гобеленов он создает две знаменитые серии "Любовь богов" (некоторые композиции которой будут воспроизведены в "Метаморфозах" в 1767) и "Аминта" (1755-1756 Тур музей и Париж Банк Франции). Гобелен "Китайские дивертисменты" (подаренный в 1764 Людовиком XV китайскому императору; эскизы Безансон Музей изящных искусств 1742) орнаментальные рисунки для фарфоровых изделий Севрской мануфактуры (1757-1767) и многочисленные работы для театра и оперы обеспечили Буше славу самого крупного декоратора своего времени.
В 17421748 Буше занимает должность декоратора парижской Оперы (прежде занимаемую Сервандони) и создает декорации к нескольким постановкам ("Персей", Люлли и Кино 1746). В 1735 Буше исполняет росписи плафона в апартаментах королевы в Версальском дворце ("Королевские добродетели"). Ему поручают написание двух картин для галереи Малых Апартаментов в Версале ("Охота на тигра" 1736 Амьен Музей изящных искусств; "Охота на крокодила" 1739 там же).
Одновременно с Удри, Буше открывает для себя сельские окрестности Бове; он вводит в свои композиции изображение пейзажа, причем не итальянизированного, а естественного ("Сцена в лесу" 1740 Париж Лувр). В 1743-1746 он работает для Кор. библиотеки в Париже ("История" Нац. библиотека), а также для Шуази и для апартаментов наследника в Версале ("Легенда об Энее" 1747; Вулкан представляет Венере оружие Энея, из Лувра была помещена в комнате короля в Марли).
В те годы важную роль в жизни Буше играет мадам де Помпадур; в 1752 она добивается для него разрешения жить в Лувре и поручает художнику украшение столовой в Фонтенбло (1748) отделку плафона в кабинете Совета (1753) эскизы гобеленов для Ля Мюэтт и заказы для Бельвиля ("Свет мира" 1750 Лион Музей изящных искусств) и Креси (серия рисунков парковых статуй небольшие аллегорические композиции серия "Времена года" в которой заметно влияние композиций Ватто "Зимние забавы" 1755 Нью-Йорк собрание Фрик).
С 1739 Буше использует в основном галантные и аллегорические сюжеты (Париж отель Субиз), а также воображаемые нередко с оттенком интимизма ("Завтрак" 1739 Париж Лувр Торговка модными товарами 1746 Стокгольм Нац. музей). В 1742 Тессин приобретает картины «Леда и лебедь» и «Триумф Венеры» (Стокгольм Нац. музей) и заказывает Буше "Четыре времени суток" (в 1746 было исполнено только «Утро» Стокгольм Нац. музей) а герцог де Пентьевр серию "Аминта" (1755 Париж Банк Франции).
Позднее творчество
В 1752 Рейнолдс, находясь проездом в Париже, сообщает, что Буше много работает. Художник загружен заказами он собрал огромный материал из которого черпает свои сюжеты (он сам признавался что сделал более 10 тысяч рисунков). Дидро упрекает его за легкость колорита. После смерти мадам де Помпадур в 1764 Мариньи дает ему первый официальный заказ в антикизированном вкусе для Шуази от которого Буше вынужден был отказаться по финансовым причинам.
Художник продолжает выставляться в Салоне хотя публику начинает больше привлекать Грёз и Фрагонар. Несмотря на слабеющее зрение Буше продолжает много работать. Вместе с Буассе он совершает путешествие во Фландрию (1766) пишет религиозные картины ("Поклонение пастухов" 1764 Версаль собор) украшает отель Марсийи (1769) создает многочисленные декорации к операм ("Кастор и Поллукс" 176; "Тесей" 1765; "Сильвия" 1766).
За несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом петербургской Академии художеств. Искусство Буше. Гениальность Лебрена позволила ему более чем на сорок лет стать ведущим французским художником; Ватто создает жанр галантных праздников; в первой трети XVIII в. Буше ученик Лемуана полностью обновляет историческую живопись его можно считать учителем таких разных художников как Бодуан и Фрагонар и основателем целой художественной школы. Значение его творчества трудно переоценить.
Прежде всего в своем гимне женской красоте он создал новый канон великолепно подходящий к парижскому обществу того времени и столь полюбившийся в эпоху Второй Империи; он пренебрегает нежностью или немного дикой сдержанностью, не пытается взволновать, но передает цветущую красоту и пикантный шарм ("Смуглая одалиска" Париж Лувр; "Геркулес и Омфала" Москва Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Все это способствует утверждению его репутации распутника. Действительно, Буше является художником счастья, но не столько эротического, сколько утонченно-чувственного великолепно переданного в его рисунках. Эти же черты проявляются и в его мифологических сценах и в очень красивых портретах ("Мадам де Помпадур" Мюнхен Старая пинакотека; "Пейзажист" Париж Лувр). Буше был очаровательным и полным фантазии пейзажистом ("Пейзаж в окрестностях Бовэ" 1742 Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж), великим декоратором ("Отдых на пути в Египет" там же) и самым талантливым в XVIII в. орнаменталистом, которому столь часто подражали в XIX столетии.
Его творчество олицетворяет собой энциклопедический дух эпохи. Буше был хорошо образованным художником (так он знал творчество венецианцев и коллекционировал картины северных мастеров распроданные в 1771). Мастер виртуозных пылких рисунков, в своих живописных работах он тем не менее тщательно прописывает все детали. Его живописная техника и стремление показать мир светлым и счастливым повлияли на все искусство конца XVIII в. от Фрагонара до Давида