Самый дорогой полупрозрачный пергамент получался из кожи не родившихся ягнят, телят. Пергамент из кожи таких ягнят назывался «девичья кожа» и предназначался для книг высокопоставленным особам.
Кроме этого, пергамент делили на «южный» и «северный». «Южный» делали на юге Италии и Испании. Обработка велась только с одной стороны. Южный пергамент не очень ценился. «Северный» пергамент обрабатывался с обеих сторон. Позже, Италия и Испания также стали обрабатывать кожу с обеих сторон и лучше отбеливать пергамент.
Потребность в пергаменте все возрастала, а резко увеличить его производство не представлялось возможным, так как процесс изготовления пергамента был очень сложным по технологии. Ввиду этого шли на определенные «варварские», с нашей точки зрения, действия: первоначальный текст, рисунки смывали, выскабливали, отбеливали пергамент, чтобы его использовать вторично. Однако чернила очень впитывались в пергамент, так что ни пемза, ни нож и никакие смеси не могли полностью (добела) уничтожить то, что было написано до этого. Видимо, с тех времен, дошла до нас пословица: «что написано пером, того не вырубишь топором».
Найдены были древние рецепты смесей, растворов для смывания чернил. Например, в Англии делали смесь из молока, сыра и необожженной извести, и этим составом травили старую рукопись. Но все-таки, какие-то следы от предыдущей надписи оставались. В 1756 году был обнаружен текст, из-под которого выглядывали какие то черточки, точки. В 1761 году, спустя пять лет, наконец, были изготовлены реактивы, при помощи которых удавалось прочесть старый текст. Это был перевод Библии на готский язык, сделанный епископом Ульфилой в XIV веке. С конца XVIII века было обнаружено большое число таких рукописей. Их назвали «палимпсестами».
Успехи алхимиков позволили в XVIII– XIX веке прочесть многие палимпсесты, но только на короткое время. Реактив, как это не печально признавать, спустя некоторое время уничтожал оба текста.
В настоящее время науке известны 130 палимпсестов V-XVI веков. Наибольшее их количество приходится на VII-IX века.
Однако смывание текстов не спасало положения. Потребность в материале для письма в Европе существовала вплоть до появления бумаги. Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во II веке н.э. и постепенно проникла на Запад.
В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баодяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки бумаги. Находка датируется возрастом более 2000 лет назад. До этих раскопок изобретение бумаги приписывалось Цай Луню. В 105 году он подал прошение императору об использовании способа изготовления бумаги.
Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редкостью. В III веке она полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма. В начале XIX века впервые в мире в Китае появляются бумажные деньги. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги. В 751 году в бою под Самаркандом между арабами и китайцами в плен к арабам попало несколько мастеров бумажного дела. Благодаря этому Восток узнал тайну бумаги. «Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком…» - писал Оноре де Бальзак.
Во II веке новой эры бумага достигла Кореи. В III веке бумага «двинулась» к берегам Японии. Но настоящее развитие она получила только к 610 году, и со временем ученики превзошли китайцев – авторов изготовления бумаги. В III веке бумага проникла в Центральную Азию. В VII веке стала известна в Индии, в VIII веке – в Западной Азии. В Х веке бумага «дошла» до Африки, в XII – вступила в Европу, в XVI – ее уже знали в Америке (Мексика 1580 г.). Кустарное производство возникло позже, в XVII веке на территории США.
Первая бумажная мастерская построена в Самарканде арабами с помощью пленных китайцев в VII-VIII вв. Ее стали изготавливать из тряпья, хлопка. Арабы первыми применили метод растирания бумажной массы, вместо того чтобы толочь ее в ступе. Арабы пять веков сохраняли монополию на изготовление бумаги, тщательно оберегая секрет ее производства. Но все тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в этом случае. Сейчас нет свидетельств, каким образом тщательно охраняемый секрет стал известен в Западной Европе, но факт, что тайны больше не было.
В VIII веке (751г.) когда арабы захватили Самарканд, секрет производства бумаги попал в Месопотамию, Сирию, Египет. Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию. Есть легенда о том, что один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику». У итальянцев существует другая легенда, как некий молодой монах в злости пережевал свою рубаху и выплюнул на кафель печи. Утром он заметил, что масса, приклеенная к гладкой поверхности кафеля, очень ровная и напоминает пергамент. Попробовал монах чернила на этой поверхности и увидел, что можно писать на ней. Так была открыта бумага.… Но все это из области человеческой фантазии. Легенды не совпадают с фактами, что бумага попала в Европу через Испанию и Сицилию в Италию в XIII веке. Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию, Германию, и далее в Польшу, Чехию, Из Испании – на север Франции, в Англию и Скандинавию.
Таким же путем шло и распространение производства бумаги.
Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.
В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.
Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.
Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.
Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.
Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.
В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени ( обязательно под навесом) для воздушной сушки.
Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.