Смекни!
smekni.com

Главные типы великорусского деревянного храма (стр. 8 из 13)

Перекрытие алтаря и трапезы бочкой чрезвычайно редко встречается в применении к ярусным храмам. Великолепнейший образчик такого рода встречается в известной церкви Иоанна Богослова на Ишне, близ Ростова [в селе Богословском, Ростовского района Ярославской области], построенной в 1687 году. Попытка сочетания разнородных форм здесь не лишена интереса, но несравненно более богатые результаты дало такое сочетание в применении к многоглавым храмам.

Сочетание ярусной формы с шатровой по редкости и трудности применения нужно считать совершенно исключительным. В Тотемском уезде все же есть несколько церквей этого типа. Лучшая из них – Никольская в Шевдинском городке [ныне – в селе Тарногском городке Вологодской области]. В своей нижней части она ничем не отличается от обычной шатровой церкви, крестообразной по плану с восьмериком в центре, рубленным с основания "по круглому", и только верх ее представляет значительное отступление. Над повалами главного восьмерика введен округлый переход к меньшему восьмерику, увенчанному обычным шатром. Этот небольшой короткий восьмерик уже увенчан шатром. Церковь построена, по клировым записям, в 1625 году, но едва ли покрытие ее может быть отнесено к этому году. Надо думать, что шатер ее был первоначально простым, без перехвата, и нынешняя его форма появилась при какой-либо перестройке, если только самая церковь действительно построена так рано. Как бы то ни было, нельзя не признать изящным и живописным тот прием, при помощи которого здесь декорирован переход от восьмерика к восьмерику. Он, несомненно, очень красит и разнообразит, и обогащает форму шатра, хотя последний теряет свою внушительную строгость и суровую чистоту, уступив место легкой вычурности.

Другая любопытная церковь, комбинирующая тот же прием, - церковь Николая Чудотворца Великорецкого в селе Подмонастырском того же Тотемского уезда [ныне – Тарногского района Вологодской области]. Время ее построения в точности неизвестно, но с большим вероятием его можно отнести к началу XVIII века. Церковь эта является до известной степени дальнейшим развитием приема Шевдинской, только на нижней клети наращен не один восьмерик, а два. Переходы декорированы у них совершенно так же, как и там, но оба восьмерика несколько удлинены, а шатер уменьшен. Основной сруб у церкви четырехгранный, но при этом четверик сохранил еще некоторое воспоминание о восьмерике, выразившееся в двух гранях восьмигранника, врезавшихся в два западных угла четырехгранника. Благодаря такому приему план церкви кажется с востока планом клетским, четырехугольным, тогда как на западной стороне он как бы принадлежит крестообразной шатровой церкви, рубленной "по круглому".

Тип четверика, несущего два яруса восьмериков, является самым распространенным видом ярусных храмов. Почти всегда такой храм увенчан небольшой луковичной главкой, поставленной на плоской кровле верхнего восьмерика, причем шея главы непосредственно врезается в кровлю. Образчиком такого храма может служить Спасо-Преображенская церковь в Соденьге Вельского уезда [ныне – Вельского района Архангельской области], построенная в 1759 году. В этом же роде и церковь Афанасия Александрийского в Белой Слуде Сольвычегодского уезда [Красноборского района Архангельской области] (1753 год). Близка к ним по типу и живописная часовня в деревне Лихачеве Весьегонского уезда [ныне – Весьегонского района Калининской области], относящаяся приблизительно к тому же времени. Ее второй восьмериковый ярус, в противоположность обычному типу, чрезвычайно широк и грузен. В Весьегонском уезде сохранилось еще много деревянных церквей, которые все ярусны и все построены в XVIII веке. Характерная особенность их заключается в вертикальной обшивке и в приеме так называемого "шелевания", т.е. обшивания фигурным тесом. Прием этот совершенно неизвестен на Севере, но очень распространен на Украине и в Галичине. Иные из тверских церквей кажутся попавшими сюда по ошибке, кажутся только по странному недоразумению занесенными так далеко от их южной родины. Таковы церкви в селах Рекуши и Сушигорицы [Весьегонского и Сандовского районов Калининской области], построенные в XVIII веке, причем последняя – в конце его. У Сушигорицкой шея главы поставлена не прямо на плоскую кровлю верхнего восьмерика, а на некоторое подобие купола. Этот прием при короткой шее дает такое впечатление, точно самая шея исчезла, а получилась новая форма луковичной главы "с перехватом". Такая форма была в большом ходу в самом конце XVII и в XVIII веке, как в каменных, так и в деревянных церквах и, несомненно, навеяна декоративными мотивами Украины, как и самый прием ярусности.

Вообще украинского в ярусных храмах немало, начиная с устройства главного помещения для молящихся открытым во всю высоту башни, причем окна, прорезанные в ярусах, совершенно так же, как и на Украине, служат для освещения внутренности башни. Таково устройство церкви Тихвинской Божией Матери близ Торжка, построенной в XVIII веке2. Как и в Корневской церкви, мы видим здесь уже не два восьмерика на нижнем четверике, а целых три.

Украинский обычай оставлять всю башню открытой до самого верха привился, очевидно, не сразу, и первоначально даже четырехъярусные храмы имели декоративные верхи, без окон. Такая церковь еще недавно существовала в Тотемском уезде, но грозила рухнуть, почему и была разобрана.

Наконец, заимствовано было и купольное перекрытие украинскими "баньками". Очень забавное покрытие, представляющее целое наслоение банек, было найдено при перестройке шатра Свято-Духовской церкви в селе Богословском на Ваге, Шенкурского уезда [ныне – Шенкурского района Архангельской области]. Церковь построена в 1782 году, и ее "баньки" были, вероятно, найдены "неприличными" при проезде одного из владык, и их закрыли шатром. Не так давно пришлось ремонтировать подгнивший шатер, и под ним найдена та форма, которую и решили оставить как более древнюю, обив ее только железом.

К числу таких же редких покрытий надо отнести и то явное подражание куполу, которое мы видим в Зосимо-Савватиевской церкви в Зачачье [Холмогорского района Архангельской области]. Восьмерик, поставленный на нижнем четверике, снаружи весь обделан округло и воспроизводит обычный во второй половине XVIII века тип каменного храма.

Среди четырехъярусных храмов оригинален по своей конструкции храм Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше Кемского уезда [ныне – в Мурманской области]. Он построен в 1786 году и, как все почти ярусные храмы, имеет четырехгранное нижнее основание3. На последнем поставлен короткий восьмерик, такой же, как в шатровых церквах, с квадратным низом. Этот восьмерик как бы подготовлен для шатра, но вместо него на нем вновь срублен небольшой четверик, а на четверик поставлен еще восьмерик, увенчанный чешуйчатой главой, любопытной, сильно сплющенной формы.

Интересное применение ярусности для освященного пятиглавия мы видим в церкви Николая Чудотворца в селе Березовце на реке Ноле, Солигаличского уезда [ныне – село Николо-Березовец Ореховского района Костромской области]. Сведений о времени ее постройки в клировых записях не сохранилось, но едва ли будет ошибкой отнести ее к первой трети XVIII века. По своему основному приему храм этот предназначен быть шатровым, ясного крестового плана, но вместо шатра он получил повторение в уменьшенном масштабе концов своего креста, а в середине – четырехгранник для средней главы. Такого же приблизительно типа храм есть и в селе Нелазском-Борисоглебском Новгородской губернии Череповецкого уезда [ныне – Череповецкого района Вологодской области], только пять его глав водружены на крестчатой бочке. Еще проще решено пятиглавие в другом храме Костромской губернии, в Богородицкой церкви в селе Холме Галичского уезда [ныне – Галичского района Костромской области], построенной также в XVIII веке4. Здесь восьмерик срублен на восьмерике, и пять главок поставлены попросту на маленьких бочках, примостившихся на кровле верхнего восьмерика.

Примечания:

1. В Сольвычегодском уезде несколько Вершин, отличающихся названием только по речкам, на которых лежат. Так, эта называется Ержской Вершиной по имени необыкновенно извилистой речки, получившей вследствие этого прозвище Ерги.

2. Ныне входит в черту г. Торжка. В современной литературе известна как церковь Вознесения. Дата ее постройки в настоящее время уточнена – 1653 год.

3. Датирован в соответствии с годом начала постройки. Строительство храма Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше затянулось до 1801 года, когда он был освящен.

4. В 60-годы XX века церковь перевезена в Костромской Историко-архитектурный музей-заповедник.

Многоглавые храмы

Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию, и мы видели, как иногда небольшие погосты превращались в многоглавые городки. Кроме указанных приемов многоглавия на Севере встречаются и резко выраженные типы его. Одним из самых простых приемов следует признать тот, который применен к Ильинской церкви в Чухчерьме Холмогорского уезда [ныне – Холмогорского района Архангельской области]. Она построена в 1657 году и сравнительно хорошо сохранилась1. На большом квадратном основании, покрытом "по полатному", на четыре ската, размещено девять глав по углам и по осям его с одной главой в центре, поставленной на шатре. Хотя обшивка и нарушила чистоту форм храма, но благодаря тому, что она произведена уже давно, она не внесла с собою того неприятного пошиба, который искалечил большинство северных церквей. Примитивность соединений шей малых глав с плоской кровлей имеет место, как мы видели, и в некоторых ярусных храмах, например в Соденьге и близ Торжка [ныне – в черте г. Торжка]. В этом же типе и Сретенская церковь в Заостровье Архангельского уезда [ныне – Приморского района Архангельской области] (1688 год). Она не имеет внушительных бочек на восточном и западном прирубе, придающих такую законченность Чухчеремской церкви, обшивка ее гораздо "фасонистее" и испорчены окна.