В отличие от инстинктивно управляемых гештальт-систем, культурные гештальт-системы должны сами интуитивно создавать или рефлексивно-аналитически находить алгоритм своего успеха. Когда те, кто принимает решения, понимают и соотносят реалии и их структуру, они знают, какие компоненты нельзя изменять и следует постоянно воспроизводить, а какие можно, вероятно, эволюционно развить, чтобы передать успех гештальт-системы — объединения, фирмы, театра, религии — в наследство следующему поколению. Ибо самоподобные гештальт-системы необходимо постоянно развивать.
Можно сформулировать пять рекомендаций:
Создавать привлекательность с помощью самоподобия
Чем более закрыто и согласовано организована некая гештальт-система, тем более активно преобразует она человеческую толпу в гомогенную массу. Свидетельство тому — любой архитектурный или музыкальный стиль. Порождаемая энергия состоит из добровольной приверженности. Гештальт порождает доверие. Он должен управляться с помощью самоподобия, так как люди оказывают доверие только близкому, хорошо знакомому. Задача управления состоит в том, чтобы создать правильное соотношение подтверждения и новизны. Как правило, таковым оказывается соотношение 80 к 20. Таким способом можно привязать душевную энергию публики к нужному феномену и мобилизовать ее через поколения.
Уменьшать степень свободы принимающих рещение
Относительно менеджмента в биографии какой-либо гештальт-системы можно наблюдать весьма своеобразное изменение степени свободы. В момент ее изобретения и первой реализации создатель гештальта представляется самым свободным человеком, какого только можно себе представить. Ибо он подчиняется лишь своему собственному закону.Однако как только его детище вызывает резонанс на рынке, как только он находит приверженцев и вокруг его продукта образуется клиентура, его свобода действий все более ограничивается. Он становится слугой своего собственного создания. Он более не имеет права заново изобретать свой гештальт, должен следовать уже имеющемуся, заданному гештальту и заботиться о том, что может этот гештальт укрепить. Чем с большим энтузиазмом массы толпятся вокруг гештальта и присягают ему на верность, тем с более рабским усердием должен его создатель постоянно беспокоиться о том, чтобы актуальный гештальт его гештальта по всем релевантным параметрам соответствовал тем массово-душевным представлениям, которые он сам же и породил.
Управлять с помощью гештальт-дисциплины
Тем не менее, поддержание самоподобия гештальт-системы есть важнейшая задача ее менеджера. Здесь требуется управление с помощью гештальт-дисциплины. Гешталь и стиль сильнее, чем слова убеждения. Гештальт — это «hard fact» на рынке борьбы гештальтов. Индивидуумы, действующие в рамках и для системы, должны быть клятвенно верны надиндивидуальной системе. Их внешность, их поведение, их действия должны во всех деталях соответствовать ее правилам и тем самым подкреплять гештальт. И напротив, отклонения следует считать экономическим ослаблением системы. Необходимо нормативными мерами, диахронно и синхронно, добиваться плотности гештальта. Верность гештальту начинается с тех, кто принимает решения. Культурные гештальт-системы всегда разрушаются изнутри, из-за ослабления дисциплины. Однако к дисциплине следует принуждать с помощью не физического насилия, а тихого насилия стиля. Ибо настоящая энергия жизни — это эстетическое суждение.
Отклонения следует сразу же пресекать
Это положение подтверждает народная мудрость «пресекать в зародыше»: когда детали остаются без контроля, ослабляется вся гештальт-система. Недавно американские социологи доказали это в теории «разбитых окон». В упрощенном изложении теория гласит, что на улице, где одно разбитое оконное стекло заменяют не сразу, на следующий день будут разбиты три окна, а если и дальше ничего не будет предпринято, на стенах появятся первые граффити, и через полгода весь квартал будет оккупирован нежелательными личностями. Динамические системы, а именно таковыми являются культурные гештальт-системы, могут развивать динамику в том числе и в неправильном направлении. Укротить ее можно только неотложным пресечением любого негативного отклонения. В Нью-Йорке такой принцип управления называется «нулевой толерантностью». С такой точки зрения подавление симптомов представляется подавлением причин.
Эволюционные импульсы необходимо развивать
Особого внимания требуют такие отклонения, которые оказываются дальнейшим творческим развитием гештальт-системы. Опытный гештальт-социолог проследит такого рода динамику на длительном отрезке времени и сможет решить, является ли она укрепляющей систему эволюцией или нет.
Таким образом, гештальт-системы представляются одновременно и нормативными, и динамическими. Нормативными — потому что они служат закону гештальта, динамическими — потому что они постоянно обновляются. Управление гештальт-системами основывается только на добровольной приверженности и ни в коем случае на физическом насилии. Самоподобие — это эстетический инструмент, честное действие, побуждение. Энергетическое поле приверженцев питает систему своей силой через коллективное эстетическое суждение. Принцип самоподобия всегда был и остается эффективным в каждой культуре.
Сегодня его используют и в экономике. Ибо успешные продукты образуют такие же аксиогенные системы из предпринимательской активности и связанной с ней клиентуры. Имеет смысл использовать этот принцип и в политике, правда, суетливые демагоги обычно не имеют успеха, так как массы не дают себя долго ни дурачить, ни принуждать к чему-либо. Эстетическое суждение изливается вечно и свободно, и его сила снова и снова движет миром — через культурные гештальт-системы, которые квантуют и упорядочивают мир. И которые посредством самоподобного управления в течение многих столетий вносят вклад в богатство мира.
Перевод с немецкого Т. Калугиной
Список литературы
[1] См., например, работы Т. Парсонса (США), Н. Люмана (Германия), М. Кагана (Россия).
[2] Goethe, J.-W. von. Zur Morphologie. 1817.