Точно локализовать скопческий ад сложно потому, что «люди Божьи» думают и говорят о нем значительно меньше, чем о райском блаженстве. Скопцов настолько мало заботит описание инфернального мира, что, кроме двух существенных характеристик — отдаленность от Бога и подверженность страданиям, — о нем нельзя сказать ничего определенного, например, даже того, под землей он находится или нет. Подобное нежелание рассматривать альтернативу посмертному попаданию в рай объясняется следующим. С одной стороны, скопцы не забывают о том, что решение о попадании человека в рай или ад выносится на загробном суде, но, с другой,
настолько увлекаются описанием творящегося на земле беззакония, что уже нынешняя жизнь представляется им обиталищем смерти.
Обширные познания скопцов в области географии, востребованные практическими нуждами, в роспевцах отражены слабо. До уровня религиозного концепта возводятся лишь немногие реальные топонимы. Кроме святой Руси, скопцам известны земли французские и иркутские, сакральным значением обладают «Питер-град», место временного пребывания Христа-Селиванова, Москва, где после того, как оскопятся 144 тыс. человек, воцарится истинный император Петр III, и Одесса, откуда скопцы выезжали за границу. Часто упоминается Иерусалим, однако не как обозначение конкретного места на карте, а в качестве замещающего эпитета, употребляющегося по отношению к Москве, Петербургу или Иркутску, месту ссылки Селиванова. Особым почетом у скопцов пользуется «восточная сторонушка», противоположна ей «ночная, темная сторонушка».
Земная действительность в изображении скопцов приобретает отталкивающий и устрашающий облик. В роспевцах нет прямых указаний на то, что порядок природного бытия установлен Богом и подчиняется какому-либо разумному закону. Скопцы обращаются к объекту своего поклонения как к отцу, батюшке, государю, искупителю, избавителю и т.п. и почти никогда не называют его творцом или создателем. Темные краски и холодные тона, в которых изображена земная жизнь, подсвечены мертвящими отблесками адского пламени:
Адамов закон, а не лютый слон,
Много душ гонит в горячий огонь [10].
Здесь сырая земля — не «Матушка-кормилица», какой она предстает в крестьянском фольклоре, а источник болезненных испарений, которые, поднимаясь вверх, застят свет солнца. Однако еще большую опасность для человека, нежели суша, заключает в себе волнующееся синее море, враждебная стихия постоянно угрожает отважным корабелам пучиной и потоплением. И только упование на вмешательство божественного кормщика помогает людям сохранить не отчаяться в возможности спасения.
Скупые зарисовки земного существования встречаются в «Страдах», своеобразном автобиографическом житии Селиванова. Это скопческое евангелие представляет собой цикл миниатюрных
новелл, в которых раскрывается тот или иной эпизод жизни Спасителя. Основатель секты от первого лица рассказывает о своем обращении к вере, странствиях, ближайших сподвижниках, столкновениях с властями. И хотя повествование овеяно плотной аурой чудесного, ему свойствен некоторый реализм, в нем встречается сравнительно много конкретных деталей. Однако внимание к окружающему миру, отличающее «Страды» и послания Селиванова, не свойственно большей части памятников скопческого словесного творчества. В роспевцах тотальный символизм скопческого дискурса снимает природу как непосредственную данность, поэтому, несмотря на декларируемое богатство флоры и фауны, ни в раю, ни на земле природы как таковой нет. Деревца и пташки — это лишь зооморфные обозначения для антропологических коннотатов. Подобное отношение к языку свидетельствует о повышенном внимании скопцов к антропологической и, шире, социальной проблематике, в то время как мир в целом — где человек, хотя и присутствует на правах венца творения, но отнюдь не одинок — не вызывает у них интереса.
Скопческая рефлексия обращена, в первую очередь, на соотношение телесного и духовного начал, которыми каждый человек наделен от рождения. Для обозначения плотского начала у скопцов есть множество образов, среди них наиболее часто встречающиеся — змея, свинья, конь, слон, Марфа. Согласно убеждениям скопцов, большинство людей в своей деятельности руководствуются примитивной личной выгодой и непредсказуемыми капризами инстинктов и, тем самым, бессознательно подавляя в себе духовное начало, обрекают себя на рабское служение греху. Их удел — хаос чувственных переживаний и коррелирующий с ним материальный мир. В этом царстве дебелой плоти и бессмысленной борьбы за жалкое существование, в которой допустимы любые приемы, и все средства хороши, не находится места человеческим чувствам, ценностям, отношениям. Это мир, где господствует неприкрытый практицизм, преследующий низменные цели, которые нашептывает ему обманчивая лепость.
Введенное Селивановым в широкий обиход понятие лепости является ключом к скопческому мировоззрению. Оно означает чувственные соблазны, прежде всего, половое влечение и по смыслу тождественно тому, что в православии называтся похотью. Влияние лепости распространяется на область физиологии, элементарных
психических процессов, а часто и на умственную деятельность [11]. Скопцы понимают, что они тоже обременены телом и не свободны от связанных с ним потребностей. Но, наряду с этим, «люди Божьи» сознают себя на земле гостями, которые, по стечению обстоятельств оказавшись на чужбине, страстно тоскуют по дому. Живое ощущение своей причастности к высшему миру не позволяет им — «детушкам» небесного Батюшки — довольствоваться преходящими благами и заставляет неутомимо искать лучшей доли. Больше всего скопцы дорожат душой и в этом усматривают свое главное отличие от остальных людей, которые, соблазнившись прелестями земной жизни, забывают о небесном Отце и грядущем суде.
Скопческие представления о душе включают три основных момента: сознательный, волевой и «эсхатологический». Во-первых, если тело дано человеку по факту рождения, как судьба, от которой не уйти, то душа — это лишь латентная способность к ведению духовной жизни. Чтобы эта способность проявилась, требуются постоянные усилия, направленные на усмирение плотского начала и культивирование лучших природных задатков. Душа — одежда для тела, без которой человек не должен появляться перед Богом. Даже соблюдение внешних форм благочестия не сможет на страшном суде оправдать того, кто по лености или злому умыслу пренебрегал заботой о душе. Когда человек усваивает основы скопческого учения, весь мир предстает перед ним в изменившемся свете. Ему открываются добро и зло, греховность одних поступков и правильность других, он без труда находит верный путь в волнах житейского моря. Однако, далее, это не значит, что все испытания остались позади, напротив, по-настоящему плавание только здесь и начинается: мало просто знать, в чем заключается истинный образ жизни, надо еще иметь силы следовать ему. Плоть подобна норовистому коню, который все время сбивается с прямого пути. Этот непокорный конь доставляет всаднику множество беспокойств, и тот, кому не удастся его обуздать, рискует «обмарать… духовную одежду» [12]. С частью трудностей можно разобраться, подковав коня золотыми подковами, т.е. оскопившись, но всех проблем эта операция не решает. Умение преодолевать соблазны, безраздельная вера Спасителю и любовь к братьям и сестрам являются плодами терпеливого воспитания воли. Наконец, в-третьих, душа — это внутренний человек, который по описанию схож с физическим телом, у него
есть руки и ноги, и, подобно плоти, он подвержен страданиям. В этом, подлинном, образе душа предстает перед Богом. Здесь выясняется, что хотя душа выступает как достойное облачение для тела, но на самом деле именно она является субстанцией по отношению к телу, которое лишь плотно окутывает истинную сущность человека. Спаситель пришел в мир, чтобы просветить людей, помочь им познать себя, и услышавших его проповедь он награждает тем, что делает очевидной иллюзорность плотского покрова.
Результаты анализа роспевцев позволяют сделать следующее обобщение: скопец в своей земной ипостаси, как целостное человеческое существо, состоящее из тела и души, — это всадник на белом коне, а когда он же, абстрагируясь от тела, отождествляет себя с духовным началом, то становится белым голубем. Интересно в этой связи, что встретить у скопцов описание рая как птичьего царства — обычное дело, в то время как табуны в раю не пасутся, на коне по небу ездят только Спаситель, Илья-пророк и святой Георгий.
Космологические и атропологические воззрения решающим образом влияют на вынесение моральных суждений. Вопрос о механизме взаимодействия различных мировоззренческих компонентов, в силу того, что их интеграция совершается в простоте чувства, заставляет обратить внимание на особенности религиозного опыта «белых голубей». Во время радения, которое является основной разновидностью скопческой религиозной практики и обычно носит коллективный характер, человек, всей душою устремляясь к небесному отцу, получает ответ свыше, и это означает, что устанавливаются двусторонние отношения человека с Богом. Согласно представлениям «людей Божьих», кружение до упаду и распевание духовных стихов сопровождается тем, что растворяются седьмые небеса и на всех членов корабля нисходит Святой Дух. Таким образом, радеющий скопец получает возможность, пусть недолго, «пожить» в раю, т.е. пребывает в состоянии непосредственного общения со Спасителем и в полной гармонии с единоверцами.