и в текстах: просто замалчивается существование какого-либо иного мира, кроме пространства скопческого экстаза; если картины привычной реальности и появляются изредка в дискурсе «белых голубей», то весьма схематичные, и их функция ограничивается обозначением координат, в которых разворачивается мистерия скопческого спасения. Буйство красок при описании радений, в которых взору открываются перспективы будущего райского блаженства, резко контрастирует со скучным однообразием бытового окружения. Нескопческое общество низводится до уровня материальной природы, с которой нелепо вести диалог, надо просто знать ее законы и учитывать их, принимая то или иное практическое решение. Отличительной чертой скопческой морали является то, что ценности, регулирующие отношения скопцов друг к другу, не распространяются на остальное человечество».
Список литературы
[1] Высоцкий Н.Г. Первый скопческий процесс. М., 1915. С.295.
[2] Айвазов И.Г. Материалы для исследования секты скопцов. М., 1916. С.34.
[3] Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры в 3-х тт.: т.2, ч.1 М., 1994. С.116-117.
[4] Эткинд А.Е. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996. С.155.
[5] Бонч-Бруевич В.Д. Сектанство и старообрядчество в первой половине XIX в. // Избранные сочинения в 3-х тт.: т.1. М., 1959. С.283.
[6] Бонч-Бруевич… С.282.
[7] Милюков… С.147.
[8] Айвазов… С.114.
[9] Айвазов… С.18.
[10] Айвазов… С.90.
[11] Айвазов… С.12.
[12] Айвазов… С.32.
[13] Айвазов… С.13.
[14] Айвазов… С.60.
[15] Айвазов… С.58.
[16] Айвазов… С.20.
[17] Айвазов… С.101.
[18] Айвазов… С.63.
[19] Айвазов… С.11.
[20] Кутепов… С.416.
[21] Шульгин И.П. Для истории русских тайных сект в конце XVIII века (Историч. материалы) // Заря, 1871, кн.5, прил. С. 30.
[22] Волков Н.Н. Секта скопцов. Л., 1931. С.117,138,140.
[23] Кутепов… С.413-414.