Именно последнее обстоятельство объясняет причины странного, на первый взгляд, удовлетворения, получаемого человеком при виде безобразного, страшного изображенного в произведениях искусства. Наверное, состояние, испытываемое человеком в процессе такой «компенсации», и назвал Аристотель трагическим очищением — катарсисом; термином, до сих пор вызывающим разнообразные толкования.
Очевидно, что первые художники пытались по возможности точнее воспроизводить жизнь в произведениях искусства. Но относительно легко это удавалось делать разве что режиссерам жертвоприношений или гладиаторских боев. Остальные же, подобно детям, допускали неосознанные ошибки («деформации»), обусловленные их индивидуальными особенностями и доставляющие людям удовольствие в том случае, если совокупность этих ошибок подчинялась сформулированному выше закону красоты.
И в самом деле: ведь если вообще существует такой закон, то механизм его реализации в человеческом сознании будет действовать независимо от того, рассматривается ли облик женщины или какой-либо другой объект, в том числе и рукотворный. И что бы ни создавал одаренный вкусом человек, он невольно действует по тому же закону, по которому Бог творит женскую красоту. Может быть, поэтому настоящего художника называют творцом, а его произведения божественными; будь то живописная «Мадонна» Рафаэля или стихотворная «Комедия» Данте.
Войдя в искусство смущенной гостьей под маской ошибки, красота освоилась в новой среде, а после того, как «крестный отец эстетики» Баумгартен назвал искусство воплощением красоты, — стала в нем признанной хозяйкой. Со временем не осталось никаких закоулков искусства, куда она не проникла. Но до сих пор о ее колыбели напоминает главный жанр изобразительного искусства — портрет, в котором идеал женской красоты занимал художников всех известных нам эпох. Развивая успех, красота вторглась во владения этики, науки, приписывая себе радости, порождаемые в сердцах людей благородством и истиной.
Осваивая все новые сферы влияния, красота стала претендовать на роль некоего всеобщего эквивалента духовных ценностей, аналогичную роли, которую выполняют деньги в области ценностей материальных. Так же, как капитал, названный Марксом «превращенной формой», красота эмансипировалась от своего содержания. «Придуманная» природой для стимулирования полового отбора, она, увлекшись собственной жизнью, постепенно стала забывать о своей миссии у людей. И если в брачную пору самцы у многих животных и в наше время выясняют отношения на турнирах так же, как и миллион лет тому назад, то у людей ни сила мышц женихов, ни красота невест не играют той роли в вопросах репродукции вида гомо сапиенс, какую они играли до начала цивилизации. Разве что юноши иногда подерутся из-за возлюбленной.
С некоторых пор при заключении супружеского союза все большую роль начинает играть интеллект, обеспечивающий богатство и власть. К тому же, если верить Руссо, в цивилизованных странах незаметно для себя мужчина часто сам становится объектом выбора. Является ли это следствием расцвета европейской культуры или его причиной, это интересная, но другая тема. Что же касается красоты, она, опьяненная свободой, отрывается от своих биологических корней и теряет позиции в жизни, а значит, и в ее модели — искусстве.
Если гипотеза верна, то понятно — почему растет число людей, предпочитающих поэзии не только детектив, но и просто хронику происшествий, и появляются художники, экспонирующие на престижных европейских выставках собственные испражнения...
Красота уходит от нас. Мы видим вечернее зарево, в котором тает Афродита. Не будем торопить ее. А кому не терпится, пусть уходит сам, но не поворачиваясь к ней спиной, а отступая вспять, как полагается перед богиней.