Идея установления порядка, организации мыслилась конечным итогом процесса строительства. Если свести воедино семантические признаки, инвариантные для глаголов, обозначавших процесс строительства (строить, рубить, ладить, ставить), то можно получить список, в котором на первом месте будут такие признаки, как «ограничивать», «придавать форму», «упорядочивать», не являющиеся специфически строительными, но расцениваемые как универсалии всякого процесса активного воздействия на окружающий мир. Сакрализация процесса строительства отразилась в поверьях о плотниках, печниках. Им приписывались тайные способности, знания, связи с «лесом», применение которых могло сделать дом непригодным для жилья.
Во время сооружения бревенчатого сруба на предназначенном для того месте сажали молодое деревце с иконой на нем — стоит дерево зеленым — значит строительство доброе; завяли листья — значит, творится что-то неладное. Деревце посреди сруба — это одновременно центр будущего жилища и «центр мира».
При закладке дома в качестве «строительной жертвы» приносились конь, петух (курица). Замена человеческой жертвы животными, привела к тому, что жилище стало уподобляться телу жертвенного животного (верхняя часть крыши называется «конек»). Петух и «конек», венчающий крышу, персонифицировали стихию огня и были оберегами от нечистой силы.
В более позднее время произошла замена живой жертвы предметами (клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск, деньги, хвойные ветки опаленные пожаром или молнией — от «перунов»). Семантическое поле данного набора жертвенных предметов включает, прежде всего, идеи богатства, плодородия, благополучие коллектива, что является смыслом ритуала вообще, призванного в первую очередь обеспечить благосостояние и воспроизводство коллектива в потомках. Показательно также пересечение с двумя во многом противоположными мировоззренческими системами: христианской (ладан — «святость») и языческой (ветки — связь с Перуном). Довольно устойчивый набор из трех жертвенных символов: шерсть — зерно — деньги, можно трактовать как замену трех миров: животного — растительного — человеческого. Под передний угол клали монеты, под другой — клок шерсти, под порог — горсть муки. Таким образом, этот набор допускает предположение о кодировании трех сфер пространства, расположенных по вертикале. Эта трактовка особенно существенна для ритуально — мифологической семантики самого процесса строительства как воздвижения, вырастания и в конечном итоге — соединение трех вертикальных сфер, что символически дублируется деревцом (воплощением концепции мирового дерева), остающемся в центре сруба до конца строительства. Число три служило идеальной моделью любого динамического процесса. Вспомним, «без Троицы дом не строится» — указание на определенный временной отрезок и сущность самого строительства. Таким образом, в семантическом плане «строительная жертва» связана со сложным комплексом представлений о сакральности жилища, взаимоперекодировками между жертвой, жилищем и концепцией устройства мира. Набор символов, составляющих бескровную жертву, обозначал: основные ценности жизни коллектива (идея жизни, благополучия, плодородия, богатства); моделировал основные параметры структуры мира, вводя в его структуру новый объект (жилище).
Особое внимание уделяется закладке первого венца, что, вероятно, связано со специфическим содержанием «первого», «нового», «начального», как и самого числа «один» (первый сев, первый встречный, начало года). Во-первых, ритуальный характер укладки подчеркивается временной выделенностью операции (в этот день плотники больше не работают и их обязательно угощают). Во-вторых, момент укладки благоприятен как для утверждения благополучия будущей жизни жильцов, так и для их «заклятия». В-третьих, с закладкой дома мир теряет прежние очертания. Появляется новый объект, тесно связанный с коллективом. И их забота, чтобы данный объект был включен в окружающий мир в строгом соответствии с выработанной в данной традиции системой правил его освоения. В-четвертых, венец делит все пространство на домашнее и не домашнее, на внутреннее и внешнее. При укладке семантизируется именно это противопоставление: «Когда при рубке венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то всякая прибыль будет приходить, а не уходить из дому»; «Смола вытопилась из избы на улицу — к худу».
Еще раз отметим, что положительно расценивается все, что направлено в дом, отрицательно — все, что направлено из дома.
Квадрат является одной из основных форм структурирования пространства. Опять же подчеркивается идея статики, устойчивости четырехчленной форма. Четыре стороны, стены, угла (четыре стороны света, четыре времени года, четыре стадии движения солнца — восход, зенит, закат, надир, четверг, как счастливый день для закладки) жилища, с находящемся в центре деревом повторяют четырехчленные модели мира, в центре которых находится мировое дерево или его аллоформы (например, столб), а по четырем сторонам расположены четыре божества (четыре лика збручского идола).
С первым венцом (как и с землей) связываются и положительные, и отрицательные представления в зависимости от того, что в момент различения является точкой отсчета. Кроме образующихся в процессе строительства горизонтальных противопоставлений «внешний — внутренний», «центр — периферия», «правая половина — левая половина» жилища, «внутренней (удаленной от входа) — внешней (расположенной у входа)» части жилого пространства существует вертикальное противопоставление «низ — верх». Оппозиция «верх — низ» может быть рассмотрена двояким образом: по отношению к поверхности земли первый венец выступает в роли верха, в то время как в срубе он является нижним ярусом (землей в сочетании «небо — земля»).
Вертикальная структура жилища трехчастна. Две границы (пол; потолок — крыша) делят ее на три зоны, соответствующие космической вертикали: чердак — небо; жилое пространство — дом; подполье –подземелье. Крыша осмысляется не только как граница между верхом (небом) и низом (миром людей), но и между внешним и внутренним применительно к вертикальной плоскости. Вертикальную плоскость моделируют стены. Идею верха, роста, возрастания олицетворяет опять же деревце, посаженные внутри сруба. В крестьянской избе венцов всегда нечет, от 19 до 21. Может быть, это воплощение опять же некоторого хаоса (нечет), из которого возникает в будущем порядок (чет).
Концом строительства сруба (возведения стен) и в то же время началом завершающего этапа, связанного с укладкой перекрытий, отмечается укладка матицы (матки, матрицы) — потолочной балки. Поэтому этот обряд имеет смысл на уровне пространственно-временных отношений. «Худая матка всему дому смятка». Эта пословица отражает, прежде всего, конструктивную роль поперечного бруса (матка — мать семейства и потолочный брус). С семиотической точки зрения матица обозначала, прежде всего, границу. При этом благодаря ее особому конструктивному положению матица была сразу двойной границей: между верхом и низом, а также между внешним, связанным с входом-выходом, и внутренним. Матица, по сути, это основное членение внутреннего пространства дома. Матице придавалось значение связующего начала не только по отношению к дому, но и по отношению к проживающим в этом доме членам семьи. Гость, посторонний человек, войдя в избу, садится на лавку у входа и не должен заходить за матицу без приглашения хозяев. Место под матицей (под ее центром) является серединой избы, ее топографическим центром, где происходило большинство обрядов. В матицу вбивали крюк, к которому крепили люльку, под матицу вставали молодожены, принимая благословение родителей. Представления о матице как о матери Рода, семейства («Мать — Сыра Земля») в языческой традиции, переплетаются с нормами поведения в православном храме, где символическую роль матицы выполняет иконостас, преграждающий путь непосвященному (гостю) в «святая святых». Таким образом, образ матицы являет собой переплетение традиций языческой и христианской культур. Подтверждением сакральности данной границы является обряд установления матицы. Обращают на себя внимание следующие моменты обряда:
Установка в красном углу ветки березы; установка деревца маркирует наиболее значимые моменты строительства, наиболее сакральную точку пространства.
Обход плотника «по матице» с целью завладеть подвязанными к ней ценностями (шуба с хлебом, солью, мясом, капустой, вином, пирогом). При всем при этом произносится молитва (на границах миров — в углах дома). В этих действиях происходит соединение космических зон, как по вертикали, так и по горизонтали.
Осыпание матицы зерном и хмелем относится к числу стандартных ритуальных действий с общей семантикой богатства и плодородия (например, обряд осыпания молодых на свадьбе).
Обматывание матицы платками, шубой с целью обеспечить тепло в доме лишний раз указывает на эквивалентность матицы дому, то есть эквивалентности части целому в народных представлениях.