Смекни!
smekni.com

Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования (стр. 3 из 3)

Следовательно, Программа института благородных девиц, хотя и была построена таким образом, чтобы, благодаря продуманной системе обучения, подготовить для императрицы будущих фрейлин, но, как выяснилось впоследствии, эта идея оказалась исключительно умозрительной. В данную категорию, из 61 воспитанницы первого выпуска, попадают только пятеро.

Малочисленная категория счастливых избранниц объясняется жестким, избирательным принципом отбора. Воспитанницы на протяжении всего периода обучения подвергались суровым испытаниям. Для того, чтобы получить наивысшею оценку и признание в Институте, было еще недостаточно овладеть с отличием полученными знаниями, требовалось заслужить особое доверие императрицы, благодаря выработанным, на основе обучения, моральным качествам, объединенным в понятие благовоспитанности. Оно одновременно вобрало в себя, прежде всего, смирение, добродетельность и любезность. Отсюда происходило умение понравится императрице, поскольку более всего в юных воспитанницах Екатерина II ценила смирение и куртуазное поведение. Осуществляя неусыпный контроль за Смольным институтом как за своим любимым детищем, Екатерина II находила время, хотя и не для очень частого, но общения с институтками.

Смольный монастырь, в котором находился институт благородных девиц, несмотря на в целом светский характер, данного учебного заведения, накладывал особый дух аскетизма на существующие в нем правила. Воспитанницы должны были скрупулезно соблюдать дисциплинарный кодекс поведения института, что было весьма нелегко, поскольку запрещались хотя бы какие-нибудь небольшие отклонения от существующих в нем норм поведения. Например, необходимо было вовремя, без малейших опозданий, соблюдать строгий распорядок дня, предусмотренный правилами.

Поскольку заведение было закрытым и вход посетителям, даже родственникам в течение всего срока обучения в него строго запрещался, царившая, в заведении подобного типа, атмосфера уединения накладывала особый отпечаток на институток, воспитывая в них строгость и целомудренность.

Классные дамы, являющиеся одновременно блюстительницами порядка в пансионе, под бдительным контролем которых находилось поведение девиц, пользовались особой нелюбовью и даже ненавистью обучающихся в нем воспитанниц, главным образом, из-за того, что не позволяли нарушать, хотя бы в исключительных случаях, их вынужденное затворничество.

Потому среди счастливых избранниц, фавориток судьбы, получивших шифр фрейлины, как своеобразный мандат на должность придворной дамы, оказались всем известные смолянки, увековеченные благодаря портретному искусству Левицкого, придворного художника Екатерины II.

Образы знаменитых смолянок на портретах Левицкого, олицетворяющих грацию, красоту движения, вошли в художественную культуру, воплощая, помимо того, прелесть неиспорченной жизненными страстями молодости. Кроме того, они знаменовали собой начало перехода к романтическому изображению в руссом искусстве.

Таким образом, среди самых высоких критериев, которые определяют принадлежность к великосветскому обществу, помимо знатности рода, ведущего к генеалогическому древу, при дворе Екатерины II признается образование по европейскому образцу, являющееся не только стабилизатором позиции дворянства как правящего сословия, но и областью сохранения и передачи культуры.