Смекни!
smekni.com

Сорт как динамичный фактор потенциала интенсификации свекловодства (стр. 1 из 2)

Сорт как динамичный фактор потенциала интенсификации

свекловодства

Если селекция по Н.И.Вавилову представляет собой эволюцию, направ­ленную волей человека, то ее результаты — новые сорта и гибриды сельско­хозяйственных культур являются едва ли не самым революционизирующим фактором интенсификации растениеводства. Истоки такой роли сорта за­ключаются в самой природе формирования продуктивности растений, в основе которой лежит уникальная генетически обусловленная и феноти-пически реализуемая сортоспецифическая способность с различной все возрастающей мерой полноты и эффективности аккумулировать органи­ческие вещества из углекислоты воздуха, воды, элементов минерального питания за счет солнечной энергии. Динамичность же фактора сорта в ин­тенсификации продуционного процесса растения состоит в возможности перманентного влияния селекции как на его генетику, так и на приспособи­тельные (адаптивные) реакции к меняющимся природным и агротехничес­ким (технологическим) факторам выращивания и тем самым — на его про­дуктивность.

Интуитивно воспринимаемая и многократно подтверждаемая на практи­ке еще со времен бессознательного отбора эффективность и значение сорта в интенсификации растениеводства резко возрастала с развитием научной се­лекции. Именно с созданием и производственным освоением новых высоко­продуктивных сортов и гибридов пшениц, риса, кукурузы, приспособлен­ных к новым технизированным и химизированным технологиям их выращи­вания, связан известный феномен "зеленой революции" в мировом и отече­ственном земледелии, растениеводстве. В Англии, например, последователь­ная смена поколений сортов обеспечила повышение урожайности озимой пшеницы на 30 ц/га уже к 1985 г. И это не единичный пример. В Украине за последние 30 лет XX ст. урожайность продовольственных зерновых культур за счет фактора сорта (гибрида) увеличилась в 2,1 раза, а урожайность такой, например, культуры, как озимая пшеница 50 — 60 ц/га уже в 80-х гг. XX ст. становилась все более повсеместным явлением.

Можно сказать, что и сахарная свекла как в мировом масштабе, так и в отечественном не является в этом отношении исключением, если, к тому же, учесть, что она является одной из самых молодых сельскохозяйственных культур. Ее селекция, включая и первоначальные этапы, имеет историю в пре­делах не многим более 200 лет, а в отечественном свекловодстве — лишь око­ло 100 лет. За этот период, в основном за счет селекции, сахаристость корне­плодов увеличилась в три раза, содержание же сахарозы в сухом веществе кор­неплодов повысилось до 70 — 75% .

Только в послевоенный период (1946 — 1985 гг.) по многолетним дан­ным коллективного и государственного сортоиспытания урожайность новых сортов сахарной свеклы в СССР выросла с 322 до 454 ц/га, а сбор саха увеличился с 57 до 77,4 ц/га.

Таблица 1.

Продуктивность сахарной свеклы по данным коллективно­го и государственного сортоиспытания на ГСУ СССР за 1946 — 1985 гг.

Годы испытания Урожайность корнеплодов, ц/га Сахаристость, % Сбор сахара, ц/га
1946-1950 322 17,7 57,0
1951-1955 326 18,0 58,7
1956-1960 354 18,3 64,8
1961-1965 363 18,6 67,6
1966-1970 409 18,1 73,7
1971-1975 427 17,8 76,2
1976-1980 442 17,2 76,0
1981-1985 454 17,4 77,4

Однако эта потенциально "зеленая революция" в отечественном свекло­водстве в условиях широкого производства осталась в значительной мере не до конца осуществленной по причинам, мало или совсем не связанным с до­стоинствами самих новых сортов (многие из этих причин погодно-климатиче-ского и организационно-технологического характера уже частично изложены в предыдущих материалах, некоторые более подробно будут освещены ниже). Здесь сказался известный во всем мире феномен различия между "уровнем вклада сорта в повышение урожайности" и "уровнем использования потен­циальных возможностей сорта". Различия эти в отечественном свекловодст­ве оказались существенно большими, чем в других странах с развитым свекло­водством и даже по средним показателям урожайности сахарной свеклы в ми­ре в целом. Уровень возможного же вклада современных отечественных сортов и гибридов сахарной свеклы в повышение ее урожайности, особенно в последнее время, практически соответствует мировому, а с учетом специ­фических экологических условий зон свеклосеяния и превосходит его, о чем свидетельствуют данные постоянно ведущегося у нас сравнительного сор­тоиспытания как отдельных сортов и гибридов зарубежной селекции, так и в составе так называемого единого набора отечественных и зарубежных селек­ционных материалов. И это несмотря на известные сбои в общем развитии отечественной научной селекции, на факт значительной зависимости селек­ции сахарной свеклы на первых ее этапах от зарубежных источников исход­ных селекционных материалов.

Начало отечественной селекции положено образованием в 1888 г. Уладо-во-Люлинецкой опытно-селекционной станции, где на базе сортов французских и германских фирм создавались и поддерживались, главным образом методами массового отбора лучших корнеплодов, местные популяционные материалы.

Перед отечественными селекционерами уже тогда встала четкая задача: не только повысить урожайность сахарной свеклы, но и увеличить в корне­плодах содержание сахара. Приходилось комбинировать в сложившихся на­правлениях селекции и делении сортов сахарной свеклы на "урожайные", ха­рактеризующиеся высокими урожаями корнеплодов при пониженной сахари­стости, "сахаристые" — с высоким содержанием сахара при пониженных уро­жаях корнеплодов и "совмещенные" или "нормальные", имеющие промежу­точные относительно вышеназванных показатели урожайности и сахаристос­ти. Проблемы здесь в определенной мере сохранились и до настоящего времени, так как с биологической точки зрения имеются затруднения, обуслов­ленные труднопреодолимой отрицательной корреляцией между урожайно­стью и сахаристостью корнеплодов. Поэтому уже на ранних этапах развития селекции сахарной свеклы сначала на Уладово-Люлинецкой, а затем и на Не-мерчанской и Верхнячской опытно-селекционных станциях взамен массового отбора стали применять индивидуальный отбор с последующей оценкой по потомству родоначальников новых номеров сахаристого направления.

Поскольку до середины XX ст. возделывались только многосемянные сорта сахарной свеклы, основные направления в ее селекции были связаны с экологи­ческими принципами и подходами: каждый сорт создавался для определенной зоны. Но уже тогда нередко этот принцип нарушался и сначала Уладовские, а за­тем Ивановские, Верхнячские и другие сорта высевались далеко за пределами зон их выведения. Было время (50 — 60 гг. XX ст.), когда сорта Рамонской опыт­но-селекционной станции занимали чуть ли не монопольное положение {высе­вались на более чем 60% общей площади посевов сахарной свеклы в стране), а сорт Рамонская 06 на многие годы стал всесоюзным стандартом.

В предвоенные годы превалировало создание сортов "совмещенного" типа, что повлекло за собой новый виток в селекционной эволюции свекло­вичного растения.

В результате комбинации в селекционном процессе в целом усилий по со­зданию новых сортов всех трех направлений возрастала общая их гетероген­ность, повышалась возможность хозяйственного маневра использования раз­личных сортов применительно к почвенно-климатическим и агротехничес­ким условиям выращивания. Систематический многолетний отбор по массе и сахаристости корнеплодов существенно влиял на химический состав расте­ний и корнеплодов, способствовал улучшению их технологических качеств.


Таблица 2.

Продуктивность, химический состав и технологические ка­чества корнеплодов у сортов разных направлений селекции (пример)

Показатель Направление сорта
урожайное сахаристое совмещенное
Масса корнеплода, г 268 266 269
Сахаристость, % 17,14 18,06 17,62
Сухое вещество, % 24,05 25,4 25,0
Зола, % 0,671 0,617 0,647
Чистота нормального очищенного сока, % 91,65 92,85 92,45

В конце 40-х гг. XX ст. посредством полиплоидизирующего влияния кол­хицина была достигнута возможность массового получения тетраплоидных растений также и сахарной свеклы. Во многих странах мира, в том числе и в отечественной селекции, развернулась широкая и результативная работа по созданию полигибридов многосемянной сахарной свеклы скрещиванием диплоидов и тетраплоидов. В результате получили анизоплоидную смесь се­мян, содержащих, примерно, 50% триплоидов (27 хромосом) и по 25% дип­лоидов (18 хромосом) и тетраплоидов (36 хромосом). Повышение продук­тивности анизоплоидных сортов было обусловлено проявлением эффекта ге­терозиса у триплоидов. Так как у таких гибридов неизбежно переопыление от­дельных их компонентов, то эффект гетерозиса здесь проявлялся лишь час­тично, хотя и это оказывало достаточно ощутимое влияние на продуктивность сахарной свеклы, последовательно повышая роль фактора новых сортов в интенсификации свекловодства в тех условиях и в то время.

Особое место в селекционной эволюции свекловичного растения зани­мает создание и производственное освоение сортов принципиально новой формы — односемянной (раздельноплодной) культуры сахарной свеклы.

Мысль о важности признака раздельноплодности у сахарной свеклы принад­лежит еще пионеру мирового свекловодства Францу Карлу Ахарду, указавше­му в пожелательной форме на исключительную полезность для этой культу­ры получения каким-либо способом одиночных ее семян. В начале XX ст., правда без практических последствий, небеспредметностъ мечты Ахарда была показана в генетико-селекционных исследованиях сахарной свеклы амери­канскими учеными Таунсендом, Ритте и Андерсеном, обнаружившими неко­торое количество раздельных (односемянных) плодов на сильно разветвлен­ных семенных ее растениях.