Эта знаменитая красавица, "немка по происхождению, гречанка по мужу, русская по воспитанию, полька по национальности матери и влечению сердца" была воспета многими поэтами. Теофиль Готье писал о ней в "Эмалях и камеях", Гейне воспел Марию Калержи в "Романсеро". Но самые поразительные, полные страсти и горечи бессмертные стихи посвятил Марии Калержи один из величайших польских поэтов - Циприан Камиль Норвид. Его роман с Марией Калержи продолжался всего около полутора лет, в 1842-1844 годах, но ей посвящены многие стихи, написанные Норвидом и позже, полные воспоминаний о ней, любви и отчаяния.
В конце 1830-х и в 1840-х годах Мария Калержи часто приезжала в Санкт-Петербург с концертами и останавливалась всегда в своем доме на Невском проспекте. Она обладала значительным состоянием, и, когда концертные выступления Рихарда Вагнера в Париже в 1840 году закончились неудачей, все убытки Калержи приняла на свой счет. Как в Петербурге, так и в Париже большое количество нуждавшихся музыкантов, художников и писателей, в том числе многие польские эмигранты, вынужденные покинуть родину после восстания 1830-1831 годов, были обязаны ей постоянной денежной помощью.
Последние годы своей недолгой жизни Мария Калержи провела в Варшаве, выйдя замуж за героя обороны Севастополя 1854-1855 годов 30-летнего подполковника С. С. Муханова, назначенного директором варшавских театров. Но вскоре тяжелый ревматизм приковал пианистку к постели. Когда до Листа дошла весть о ее безвременной смерти, он устроил в Веймаре грандиозный концерт, где впервые исполнил посвященную Марии Калержи сонату. "Она играла как никто, - говорил Лист. - Кому довелось слушать ее, тот, конечно, этого не забудет, потому что это была не игра, но единственное в своем роде воссоздание творчества".
Когда в конце XIX века была открыта поэзия Норвида, умершего в полном забвении и нищете в приюте для неимущих в Париже, польские писатели и поэты приезжали в Петербург, чтобы посмотреть на дом, принадлежавший музе Норвида - Калержи, который тогда еще существовал. Но в те годы он принадлежал уже коммерсанту Сергею Владимировичу Шишкину, сдававшему нижний этаж фирме искусственных драгоценных камней Г. Фиоле и обувному магазину Петерсон. Позже дом был куплен Коммерческим банком "Юнкер и Ко" и полностью перестроен в 1910-1911 годах по проекту архитектора В. И. Ван-дер-Гюхта. Находящийся рядом дом № 10 - одна из самых ранних построек этого участка Невского проспекта. Он, по-видимому, спроектирован архитектором А. В. Квасовым, хотя подтверждающей это документации не сохранилось. Дом строился для купца Петра Михайловича Перкина, а с 1773 года принадлежал коллежскому советнику Ивану Даниловичу Либериху.
Для ближайшего родственника Петра Перкина - публичного нотариуса Ивана Перкина был построен и соседний дом № 8 по Невскому. Сходство композиций фасадов домов № 8 и № 10 связано с тем, что оба дома строил один архитектор для близких родственников. Эти дома, не подвергавшиеся существенной перестройке, дают полное представление об архитектурном стиле и характере построек на Невском проспекте в первые годы царствования Екатерины II. Особенно хорошо сохранился дом № 10 с превосходно найденными пропорциями и изяществом декоративного оформления. Фасад дома № 8 был несколько переделан в 1830-х годах и позднее, в 1850-х, когда его приобрел конструктор, изобретатель и предприниматель Франц Карлович Сан-Галли. Более всего он прославился изобретением батарей парового отопления. Сконструированные им батареи были поставлены в Зимнем дворце, а потом и в других домах Санкт-Петербурга. Благодаря деятельности основанной им фирмы батареи получили широчайшее распространение во всем мире.
На протяжении почти всего XIX века в домах № 8 и № 10 размещались торговые выставки картин и скульптур, салоны для продажи гравюр и эстампов, книжные лавки и магазины, торговавшие французской, немецкой, итальянской литературой. Большой известностью пользовался располагавшийся в доме № 8 в конце XIX и начале ХХ века книжный магазин, принадлежавший Ф. К. Сан-Галли.
Соседние дома № 4 и № 6 первоначально сооружались по проектам, сходным с проектами домов № 8 и № 10, хотя и были несколько более значительны по размерам. Их строительство также финансировалось семейством купцов Перкиных, хотя дом № 6 в 1780 году достался по закладной калужскому купцу Андрею Григорьевичу Губкину. Дома эти в конце XIX века надстроены четвертым и пятым этажами. В доме № 6 в конце века располагались модный магазин Бертран, часовой и ювелирный магазин Бурхард и известный всему Петербургу магазин граммофонов, принадлежавший той же фирме "Бурхард". Дом № 4 приобретен Главным штабом и приспособлен для размещения учреждений военного ведомства.
Дом № 2, угловой, выходящий на Дворцовую площадь, приобрел современный облик в 1845-1846 годах, когда был перестроен архитектором И. Д. Черником, который продолжил этим зданием гигантскую постройку Карла Ивановича Росси - дуговое здание Главного штаба. При этом не только фундамент, но и многие внутренние части здания, где прежде размещалось Вольно-Экономическое Общество, сохранились в первоначальном виде; полностью изменен только фасад. Нижняя часть дома отделана гранитом репакиви; монументальные пятиметровые угловые двери парадного подъезда на углу здания украшены львиными мордами, венками и шестиконечными звездами. Сверху - Афина Паллада среди ядер, пушек и знамен держит щит с двуглавым орлом.
После перестройки, осуществленной архитектором И. Д. Черником, дом № 2 стал частью Главного штаба. В здании Главного штаба размещались военное министерство, Генеральный штаб и Министерства иностранных дел и финансов. В доме № 2 открылся крупнейший в империи Географический магазин. По уровню и разнообразию картографической продукции этот магазин на протяжении многих десятилетий не имел себе равных в мире. Склады магазина оказались столь обширны, что пачки старинных карт, географических альбомов и атласов извлекались из них даже в конце 1930-х годов. Планы, схемы и карты городов России, составленные в начале ХХ века и изданные Генеральным штабом, во времена Сталина были засекречены и до сих пор хранятся в спецхранах наших библиотек.
Во внутренней части здания расположены несгораемые помещения, в которых в прошлом размещался архив Главного штаба. Чугунное литье для этих несгораемых помещений и чугунные доски для пола выполнялись по макетам, проверявшимся и утверждавшимся императором Николаем I.
Вот мы и вышли на Дворцовую площадь - главную площадь Санкт-Петербурга.