...возьмите врата князи ваша,/ и возьмитеся врата вечная/... (128R);
...елика Ти согреших,/ аще словом,/ аще делом,/ аще помышлением, волею/ или неволею/, разумом/ или неразумием,/ вся ми прости/... (60R);
Еще молимся/ о милости жизни,/ мире,/ здравии,/ спасении,/ просвещении,/ прощении/ и оставлении грехов рабов Божиих/ для начальствующих,/ учащих,/ и учащихся/ (148F).
Как видно из примеров, синтаксически обусловленное интонационное оформление эксплицирует синтаксическую структуру молитвословия, выделяет ее составляющие, актуализирует смысловые связи внутри синтаксически распространенного фрагмента речи.
Вместе с тем анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, показывает, что симметрия интонационного и синтаксического членения проявляется в каноническом молитвенном чтении непоследовательно. Одна и та же синтаксическая позиция в одних случаях может интонационно выделяться, а в других не получить акустического воплощения. Приведем пример:
Ум,* душу* и сердце освяти, Спасе,/ и тело мое,/ и сподоби неосужденно, Владыко,/ к страшным Тайнам приступити/ (326R).
В этом молитвословии выделяются два перечислительных ряда (именной и глагольный), каждый из которых потенциально допускает просодическое выделение однородных компонентов. Однако, как видно из транскрипции, синтагматическое членение разграничивает только распространенные составляющие глагольного перечислительного ряда (освяти и сподоби), тогда как именные однородные члены (ум, душу и сердце...) сегментации не подвергаются.
Как показывают наблюдения, в каноническом молитвенном чтении, наряду с синтаксически обусловленным синтагматическим членением, широко представлена и синтаксически не обусловленная сегментация речевого потока. Она выражается, как правило, в интонационном объединении в одну синтагму нескольких семантико-синтаксических целых.
Анализ материала позволяет выделить следующие сочетания синтаксических компонентов высказывания, которые при каноническом молитвенном чтении могут объединяться в одну синтагму:
1) предикативные группы, имеющие в своем составе императивные глагольные формы, и последующие распространенные предикативные конструкции:
...вся ми прости,* еликими тя оскорбих во вся дни живота моего/ и аще что согреших/... (290М);
...и погаси пламень страстей моих,* яко нищ есмь и окаянен/ но избави мя/... (270М);
...заступник души моея буди, Боже,* яко посреде хожу сетей многих;/ избави мя от них/... (276N);
2) одиночные и распространенные однородные члены предложения (именные и глагольные):
...но воззови,* молюся,* Иисусе сладчайший,* и спаси/ (95S; 95R);
...надеющиеся на Тя* да не погибнем,* но да избавимся Тобою от бед/... (191N);
Слава Отцу* и Сыну,* и Святому Духу/ и ныне* и присно/... (297M; 297N; 297R);
...покрый мя в настоящий день* и сохрани мя всякаго искушения противнаго/... (290M);
3) препозитивные распространенные обращения, представляющие собой перечислительный ряд именований адресата молитвы:
Господи,* Иисусе Христе,* Боже мой,/ ослаби/... (113R);
Многомилостиве и всемилостиве Боже мой,* Господи Иисусе Христе/ многия ради/... (198M);
Господи Иисусе Христе,* Сыне Божий,/ молитв ради/... (116N);
Владыко Господи Иисусе Христе,* Боже наш,* источниче жизни и бессмертия,* всея твари видимыя и невидимыя Содетелю,* безначальнаго Отца соприсносущный Сыне* и собезначальный,/ премногия ради благости/... (81R);
...ей, святый Ангеле Божий,* хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела,/ вся ми прости/... (290М);
4) стоящие в препозиции обращения и последующая предикативная группа или ее часть:
Господи,* помилуй/ (121R30; 121M15; 121 N27; 121S6);
Дево,* рождшая Иисуса моего,* моли избавити мя геены/... (143R; 143S);
Святый Боже,* Святый крепкий,* Святый бессмертный,* помилуй нас/ (291R; 291M; 291N);
5) распространенные постпозитивные обращения и предшествующая предикативная группа или ее часть:
...и сподоби мя жизни,* Всенепорочная,* нестареющая/... (143R; 143S);
...спаси,* ущедри,* о Иисусе Благодетелю/... (311R);
Милосердия двери отверзи нам,* благословенная Богородице/...(191N).
Интонационная нерасчлененность компонентов синтаксической конструкции приводит к объединению в единый комплекс отдельных синтаксических и смысловых составляющих высказывания и способствует целостному восприятию содержательно-смысловых блоков молитвы.
Тенденция к просодическому выделению крупных семантико-синтаксических единств приводит к тому, что членение на синтагмы, отражая содержательную структуру молитвословий, разграничивает такие, например, компоненты их содержания, как призывание, славословие, благодарение, прошение. Так, в одном из вариантов прочтения песни Канона молебного ко Пресвятой Богородице граница синтагматического членения отделяет две содержательно-структурные части молитвословия – призывание и прошение:
Многими содержим напастьми,* к Тебе прибегаю,* спасения иский:* о Мати Слова и Дево!/ От тяжких и лютых мя спаси/ (196R).
Как видно из транскрипции, два структурно-семантических блока молитвы выделены в отдельные синтагмы. Вместе с тем внутри интонационных единств синтаксическая расчлененность высказывания не эксплицирована: в первой, призывательной части молитвы, которая состоит из распространенного именования субъекта речи и обращения к адресату молитвы, не зафиксирована адекватная синтаксической структуре просодическая сегментация речи.
Для неканонического молитвенного чтения также характерно как совпадение синтаксического и синтагматического членения, так и отсутствие координации между синтаксической структурой и ее интонационным выражением. Рассмотрение позиций синтаксически обусловленного членения речевого потока в неканоническом молитвенном чтении обнаруживает, что основная их часть совпадает с теми, которые были отмечены для канонического молитвенного чтения. По нашим наблюдениям, так же, как и в каноническом молитвенном чтении, просодически маркируются:
а) границы высказываний:
...да святится имя Твое,/ да приидет Царствие Твое,/ да будет воля Твоя/... (242А);
б) границы предикативных групп:
...и остави нам долги наша,/ якоже и мы оставляем/ должником нашим/... (242А);
...да исполнится/ ... / заповедь,/ которую Ты мне дал/ (133Е);
...да будет воля Твоя,/ яко на небеси/ и на земли/... (242А);
в) одиночные и распространенные однородные члены (именные и глагольные):
...благодарю Тебя за прошедшую ночь,/ благослови меня/... (103С1);
...благослови меня/ и благослови этот день,/ и помоги мне его/... (103С2);
...кончину благую,/ христианскую,/ непостыдную/... (141С);
...честнейшую Херувим/ и славнейшую без сравнения Серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу/ Тя величаем/
Следует отметить, что в этой позиции при неканоническом молитвенном чтении возможны варианты интонационной сегментации, например:
/1/ Господи,* Иисусе Христе,/ Сыне Божий,/ помилуй нас!/ (118А);
/2/ Господи,/ Иисусе Христе,* Сыне Божий,/ помилуй нас!/ (118Е);
/3/ Во имя Отца,* и Сына,/ и Святаго Духа!/ (67А);
/4/ Во имя Отца/ и Сына,/ и Святаго Духа! (67С).
Как видно из транскрипции, при перечислении именований адресата молитвы разные верующие, читая одну и ту же молитву, могут либо интонационно выделять каждый компонент перечислительного ряда, либо укрупнять интонационные единицы за счет включения в синтагму нескольких однородных членов.
Кроме рассмотренных позиций, совпадение синтаксического и синтагматического членения наблюдается в неканоническом молитвенном чтении на границе распространенного либо нераспространенного препозитивного обращения и предикативной группы, например:
Пресвятая Богородица,/ спаси нас/ (268А1; 268А2);
Святый Ты отче Николай,/ моли Бога за нас/ (293А);
Ангел-хранитель мой,/ благодарю тебя/... (43С);
Матерь Божия,/ благодарю Тебя/... (189С);
Господи,/ спаси нас/ (126L);
Господи,/ да будет воля Твоя/ (109С).
Вместе с тем материал показывает, что расположенные препозитивно или постпозитивно нераспространенные обращения могут не выделяться в отдельную синтагму, например:
Господи,* благослови/ (104С); Господи,* помоги/ (123С);
Господи,* защити/ (111С); Спаси,* Господи/ (312D).
Приведенные примеры иллюстрируют случаи интонационной нерасчлененности нескольких синтаксических компонентов высказывания, что приводит к целостному восприятию его семантических блоков. Однако в неканоническом молитвенном чтении это лишь один из возможных вариантов несовпадения синтаксического и синтагматического членения.
Как показывает анализ, для неканонического молитвенного чтения в большей степени характерна противоположная тенденция членения речевого потока, которая проявляется в делимитации синтаксического единства на составляющие его элементы, просодическом выделении минимальных синтаксических групп, что приводит к смысловому подчеркиванию, усилению семантической значимости тех или иных компонентов высказывания:
Господи,/ помоги/ мне все это выдержать/ (124С);
...благослови меня/ на сегодняшний день/... (43С; 103С1; 103С2; 189С);
Да исполнится/ с Твоей, Господи,/ помощью и силой/... (133Е1);
...и да приидише/ на Царствие Твое/... (170D);
...и сохрани меня/ от всех врагов/... (43C);
...помилуй меня,/ грешного/... (117C2; 117C3).
При этом, как видно из примеров, при неканоническом молитвенном чтении в отдельную синтагму вычленяются императивные глагольные формы, иногда вместе с дейктическим компонентом, указывающим на объект действия, вследствие чего синтетические и аналитические формы императива начинают восприниматься как смысловые центры высказывания.
Итак, анализ особенностей членения речевого потока в звучащей молитве показывает, что при гиперкоммуникации наблюдается тенденция к асимметрии интонационной и синтаксической структуры высказывания. При этом для канонического молитвенного чтения характерна тенденция к объединению в одну синтагму нескольких синтаксических целых, что приводит к целостному восприятию отдельных семантико-синтаксических блоков молитвы, снижению информативной насыщенности текста, ослаблению роли интонации в выражении семантики молитвословия. В неканоническом молитвенном чтении доминирует тенденция к интонационному расчленению синтаксических единств, следствием чего является актуализация в звучании семантической значимости компонентов синтаксического целого.