Смекни!
smekni.com

Изображение Литургии в сербской монументальной живописи XIII-XIV вв. (стр. 2 из 2)

Общая для росписи апсиды и купола византийского храма идея Божественного Воплощения утверждается также рядом других символических изображений и, прежде всего, различных образов Христа, в большем или меньшем количестве присутствующих в каждом конкретном храме. "Нерукотворные образы" (Мандилион и Керамион), "Ветхий Деньми" и "Эммануил", "Христос-Священник" и "Этимасия" создают "смысловой стержень программы, по отношению к которому должны были быть прочитаны все другие иконографические темы"19.

Эта "полифония иконных образов Христа"20, раскрывающая Его мистическую роль в Евхаристии, словно проводит невидимую нить от купольного изображения Вседержителя или Вознесения Христова к реальному престолу в алтаре, где на каждой Литургии Христос, подобно действию Воплощения, претворяет хлеб и вино в Свое Святое Тело и Кровь, чтобы "датися в снедь верным"21.

Литургия в иконографической программе византийского храма выступала событием всеобъемлющего масштаба, будучи представленной также в ветхозаветных прообразах и сценах, включенных в литургический символический ряд (некоторые изображения евангельского цикла). Рассредоточенные по всему пространству храма, эти композиции, по сути, являлись вариациями на ту же тему, глубоко и многогранно дополняя смысл изображаемого Таинства.

Список литературы

1. Прот. Александр Шмеман Евхаристия. Таинство Царства, с. 21.

2. Прот. Александр Шмеман Указ. соч., с. 9.

3. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви, с. 92.

4. Там же, с. 92.

5. Там же, с. 92.

6. Лидов А.М. Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после схизмы 1054 г., с. 171.

7. Красносельцев Н.Ф. О древних литургических толкованиях, с. 57.

8. Там же, с. 19-20.

9. Савина С.Г. Иконография Богословские очерки иконографического извода, с. 125.

10. Там же, с. 125.

11. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе, с. 20.

12. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви, с. 174.

13. Там же, с. 174.

14. Демус О. Мозаики византийских храмов, с. 30.

15. Свт. Иоанн Златоуст Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, с. 494.

16. Св Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, с. 218-219.

17. Акафист Пресвятой Богородице, составленный в Ее честь Романом Сладкопевцем.

18. Grabar Andre Les peintures murales dans le choeur de Saint-Sophie d Ochrid, р. 258-259.

19. Лидов А.М. Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после схизмы 1054 г.,с. 164.

20. Там же, с. 171.

21. Слова Херувимской песни Великой Субботы.