Смекни!
smekni.com

Искусство Древнего Рима (стр. 2 из 3)

Стремление выйти за рамки прозаического восприятия жизни заметно и в других памятниках искусства. При Августе был создан Алтарь Мира, долженствовавший увековечить воссоединение сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представляет собой отдельно стоящее здание без крыши, служившее ограждением жертвенника. Ограду украшали рельефы, разделенные на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент в виде ломаной линии). Нижний рельеф изображал стебли, листья и завитки Древа Жизни, населенного птицами и другой живностью, на верхнем рельефе было запечатлено торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Здесь использован греческий прием изокефалии — все головы находятся на одном уровне, однако изображение оживляют фигуры детей разных возрастов. Некоторые фигуры на рельефе оборачиваются — в этом его существенное отличие от классических греческих памятников. Помимо этого, лица персонажей наделены индивидуальными чертами, они портретны.

В I в. до н. э. продолжалась древняя традиция строительства гробниц. Были построены такие разные сооружения как Пирамида Цестия, Гробница Цецилии Метеллы, Гробница Еврисака. Поскольку Еврисак был хлебопеком, на его гробнице изображены круглые жерла печей для выпечки хлеба. Поверху гробницы идет рельеф, изображающий весь хлебопекарный процесс. Вообще для римского искусства характерна именно такая — утилитарная, «производственная» тематика, свидетельствующая о приверженности Рима к хронике, фиксации событий и «злобе дня». Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады, аналогичные тем, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска — в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой.

В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали легкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключенные в рамы картинки («Нарцисс»). Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в росписи из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются сценки типа «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях. Излюбленным мотивом становится изображение сада, полного плодоносящих дерев, великолепных цветов и птиц, огороженного золочеными решетками. Именно такая роспись была выполнена на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта («Сад и птицы»). Куда более замечателен «Сад» в Доме Фруктовых Деревьев в Помпеях. Домашние «парадизы» (сады) устраивались во дворцах, на виллах и в домусах. В некоторых садах были бассейны и увитые растениями беседки.

В римском искусстве весьма популярны маски — мужские и женские, трагические и комические, красивые и безобразные. Маска была символом перехода от небесного и мифического к обыденному, земному.

В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Эволюцию образа самого императора — от одаренного ребенка до презираемого монстра — можно проследить в целой серии портретов. Они далеки от традиционного типа могучего и отважного героя (Голова императора Нерона). Небрежные бакенбарды, хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в уголках губ — мстительно-саркастическая усмешка. Поздние портреты представляют Нерона сложной и противоречивой натурой. Его личность, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков.

Начиная с середины I в. в изобразительном искусстве начал формироваться жанр натюрморта. Возникший в поздней классике IV в. до н. э. и блистательно развивавшийся в эпоху эллинизма, натюрморт приобрел теперь новый смысл. В нем появились «высокое» и «низкое» направления. Римляне часто изображали мясные лавки, в которых висят туши животных. Однако они писали и глубоко символические произведения, полные тайного смысла. Такого рода роспись была выполнена в гробнице Вестория Приска в Помпеях. В центре композиции — золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Все эти предметы как бы группируются вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощенного бога плодородия Диониса-Либера. Фреска из Геркуланума «Персики и стеклянный кувшин» свидетельствует о разрушении традиционной системы ценностей. С древнейших времен образом мира было дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь же художник изображает дерево без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Одна ветка дерева сломана, сорван персик, от которого отделена часть мякоти, до самой косточки. Исполненный мастерской рукой, натюрморт светел и воздушен, однако его смысл — «всеобщая смерть природы».

От эпохи Флавиев до нас дошли несколько замечательных портретов и два шедевра зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан, под внешней простотой которого скрывался недюжинный ум. Изображения императора лишены аристократизма и холодной элегантности, отличавших портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более естественны, человечны и пластичны: морщинистый лоб, хитровато прищуренные глаза, строго сжатый рот.

Примерно в те же годы в Помпеях был создан известный портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Облик ростовщика передан с поразительной живостью и естественностью. Его некрасивое, ассиметричное лицо с бородавкой на щеке и кривым носом — тем не менее очень выразительно.

В 70—80-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона.

Триумфальные арки — также римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом.

По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Таким образом, арка являлась одновременно архитектурным сооружением, постаментом для статуи и мемориальным памятником. С таким почетом хоронили лишь людей, наделенных исключительными личными качествами: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Внутри арки выполнены высокие рельефы с изображением триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке с трофеями.

Искусство поздней империи

В 98—117 гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужественным и суровым, и в то же время умным и смелым политиком. При Траяне возродился старый тип портрета, лишенный пышных причесок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Искусство того времени привержено идеалу простоты. Вместе с тем портреты Траяна полны внутренней силы и глубины, в них проявляются величие и мощь, которых не было прежде.

При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проемами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.