Эпоха, стиль, направление - поздняя империя, ранняя империя, эпоха республики, эпоха упадка империи
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.
Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства.
Искусство эпохи республики
История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики — наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э. Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями, большая часть которых датируется II—I вв. до н. э. Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи — более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян. Из завоеванных территорий в Рим в поисках работы стекались прославленные мастера, а также замечательные произведения искусства. Особую роль здесь сыграла Эллада. В Древнем Риме существовало изречение: «Плененная Греция пленила своих врагов».
Главной святыней Рима, основанного 19 апреля 735 г. до н. э., был храм Юпитера, Юноны и Минервы. Храм не сохранился, однако существует мнение, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Еще одна достопримечательность Рима — так называемый Форум Романум (рыночная площадь). В последние века республики Форум приобрел законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало здание государственного архива — Табуларий, который опирался на сводчатые подземные конструкции. На площади располагались храмы, а также так называемые ростральные колонны, к которым прикреплялись носы побежденных вражеских кораблей (ростры). В настоящее время от Форума остались лишь фундаменты построек.
Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм — моноптер — состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход в храм, по этрусскому обычаю, был только с одной стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива — бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличается жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили характерную для Греции пластичность. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих. Так, храм Фортуны Вилирис на Бычьем Форуме в Риме также имеет вход лишь с одной стороны. Ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка, а в тимпане фронтона полностью отсутствуют скульптурные изображения.
Великолепны римские мосты II—I вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.
Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей — италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. В городе было два театра. Замечательны помпейские дома — домусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой торцевой стеной. Главным помещением в доме был атриум, выполнявший священную функцию. Дело в том, что при основании Рима в центре города была устроена культовая яма — мундус, куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Каждый дом повторял эту модель в несколько модифицированном виде. В атриуме в центре крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме хранились самые важные для римлян вещи: сундук с семейными ценностями, стол, напоминающий жертвенник, шкаф с восковыми масками предков и изображениями добрых духов-покровителей.
Внутри дома были расписаны. С течением времени стиль росписей менялся. Во II — конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском, или «инкрустационном» стиле: это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в. до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий (Фреска из Боскореале). В росписях появились также фигуры людей. В помпейской Вилле Мистерий ритуальная комната содержит изображение ритуального дионисийского таинства. На красных стенах в полный рост представлены участники церемонии. Архитектурные членения помогают упорядочить весьма сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (эти персонажи изображены сидящими в центре композиции). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие реальные люди. Начало и конец композиции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обратив свой взгляд внутрь комнаты, другая с задумчивым видом наблюдает за происходящим.
Одним из наиболее значительных и характерных скульптурных памятников эпохи Республики является так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, украшенный рельефами со всех четырех сторон. Две узкие и одна длинная сторона изображали «Свадебный поезд Нептуна и Амфитриты» — веселое путешествие морских богов и нимф, плывущих по морю на фантастических животных. Здесь совершенно отчетливо видна рука греческого мастера. В абсолютно ином стиле выполнена вторая длинная сторона алтаря, на которой изображен ценз — оценка имущества римских граждан для причисления их к той или иной социальной категории. В левой части представлена сама процедура, в правой части изображен алтарь со стоящими возле него жрецом и богом войны Марсом, к которому ведут трех жертвенных животных — быка, овцу и свинью. Этот рельеф, несомненно, принадлежит руке неопытного римлянина, по своим художественным достоинствам он значительно уступает работе греческого мастера.
Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Здесь римляне многое заимствовали у этрусков, однако римский портрет имел одно существенное отличие. Этруски, творчески перерабатывая натуру, запечатлевали в камне хотя и достоверный, но в той или иной мере поэтизированный образ. Римский же портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Маски хранились в самом почетном месте (атриуме), и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица. Ведущим героем римского портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам правом жизни и смерти всех своих домочадцев. Зачастую на портретах представлены глубокие старцы, как например, статуя римлянина из Ватиканского музея. Этот человек стар и некрасив: абсолютно лысый череп, оттопыренные уши, провалившиеся щеки, отвисшая нижняя губа. Судя по всему, он находится на пороге могилы, однако в его лице просвечивает воля и несокрушимый дух. Римский портрет той эпохи чрезвычайно конструктивен, логичен и строг.
Ко второй половине I в. до н. э. в римском портрете наметилась тенденция к смягчению достоверности. Так, портрет Юлия Цезаря из музея Торлония уже совершенно иной. Образ героя становится более обобщенным и в то же время более выразительным: Цезарь смотрит на зрителя вопросительно, с тайным укором (это произведение было создано после гибели Цезаря).
Искусство ранней империи
Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. Август облачен в одеяние императора — богато украшенный панцирь, на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвращают римлянам отнятые у них ранее знамена; тяжелый, обернутый вокруг тела плащ. В руке у Августа императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Непокрытая голова императора и его босые ноги являют черты греческого стиля.