Смекни!
smekni.com

О происхождении рождественской кукольной мистерии (стр. 2 из 3)

Польская шопка имела несколько ярусов. В случае трёхярусной конструкции (две сцены) деление мест действия было, более или менее, таким же, как и в вертепе. Но в более высоких шопках на четвёртом ярусе от пола часто находилась "краковская свадьба" - прикреплённые к плоскому вращающемуся кругу пары в народных, краковских костюмах.

Бывали также и одноярусные шопки, но своим строением они отличались от вертепов подобного типа, ибо были лишены движущейся заслонки, закрывающей окна сцены. Известны также случаи, когда такой "домик" с ясельками, имел ещё дополнительные, расположенные по бокам окна - домики, а перед ними находилась плоская площадка с вырезанным желобком для вождения кукол. Можно сказать, что здесь вертикальная конструкция шопки была истолкована (интерпретирована), как пространство горизонтальное[7].

Ящики "шопок, вертепов, батлеек, не похожи ни одну существующую театральную сцену, будь то театр актёрский или кукольный. Думается, что прототип этих сцен можно найти только в церковной резьбе. Разумеется, что речь идёт не о ясельных фигурках. Как нам известно, ясельки находились не в ящиках, а их фигуры ставили в одной из часовен в "открытом пространстве". Образцом для сценки "шопки, вертепа и батлейки" мог быть резной алтарный шкафчик- поставец или retablo, проще говоря, переносной шкафчик-алтарь.

Переносные алтарные шкафчики были широко распространены в Х1У веке[8]. Появились они, однако, раньше. Чтобы понять их функции необходимо вернуться, хотя бы на короткий момент, к временам раннего средневековья. В те времена службы в церквах отправлялись около алтарей простой конструкции и скромного убранства. Это были ящики или простые каменные столы. На их поверхности (менсе) не было никаких украшений. Этого не разрешали церковные власти, потому что в глубине абсиды за алтарём находился трон епископа, то есть наместника Христа.

В более поздние века, когда трон перенесли в другое место, на менсе постепенно появились крест, ковчежец с мощами, а также собственно и retablo - не слишком высокие доски или шкафчики, на поверхности которых размещался ряд икон, тематически связанных между собой. Сначала иконы retablo были барельефными, выполненными в металле или в слоновой кости. В конце средневековья распространились более дешёвые retablo - деревянные. Наряду с резными retablo появились также и живописные. На сей раз это явилось делом церковных властей, которые, в конце концов, признали полезным популяризировать жизнь Христа и деяния святых при помощи резьбы и живописи. В 1310 году Синод в Триере обязал духовенство визуальными средствами информировать верующих о том, какому святому посвящён конкретный алтарь[9].

Retablo состояло из ряда икон, связанных между собой тематически, и расположенных в хронологической последовательности. Причиной тому явились широко распространённый в средневековье принцип одновременного изображения сразу многих мест событий и развитие этих событий. Средневековая живопись и резьба были подчинены фабуле, которая раскрывалась через последовательный ряд икон, что напоминает современные историйки в картинках. Алтарные резные украшения, фризы ранне - готических храмов, саркофаги, ковчежцы с мощами, двери наиболее важных святынь покрыты иконами, которые рассказывают верным о главных религиозных событиях. Например, двери собора в Гнезно состоят из 18 икон, изображающих апостольские деяния св. Войцека, закончившиеся его мученической смертью.

Retablo также подчинялись правилу симультанного изображения событий. Подобно плоской, алтарной, испанской живописи, называемым reredos, они состояли из нескольких, а порой множества икон, так расположенных по горизонтали на нескольких этажах, что слева направо можно было "прочитать" всю историю. В храмах Х1У и ХУ веков небольшие переносные retablo были заменены постоянными, которые помещались в глубине абсиды. Их величина бывала внушительна. Алтарь - retablo кафедрального собора в Севилье состоял из 36 своеобразных икон.

Становится очевидным, что применение огромных retablo или постоянных алтарей отодвинуло в тень переносные retablo. Они были уже не нужны. Их передали в меньшие церкви, а затем в руки церковных слуг, которые, как, оказалось, сумели использовать их для зрелищных целей. Эти маленькие переносные ящички, с закрывающимися крыльями, состояли из 9-10 образов-кессонов, заполненных скульптурами. После соответствующей переделки эти скульптуры можно было приводить в движение - оживлять. Таким наиболее простым способом было использование плоско укреплённого колеса, на окружности которого прикреплялись фигурки.

Большую информацию и много документов по этому вопросу собрал и обработал английский испановед Джон Варей. Ему мы обязаны сведениями о том, что в Испании появились иностранцы, демонстрирующие в retablo мистерию страстей Господних: " В retablo, которое в прошлом году везли с собой иностранцы, деревянные куклы при помощи часового механизма чудесно представляли, да так, что в одной части retablo мы видели рождение Христа, а в другой события страстей столь натуральные, что они напоминали бывшие на самом деле"[11].

Retablo аналогичной конструкции показывали и в ХУ11 веке. К началу века относится "El retablo de la entrada del Rey pobre", показываемое в Мадриде в Teatro de la Cruz куклами, оживляемыми "непосредственно". В конце века появился "Ноев ковчег" Франциска Сантоса (здесь куклы механические сочетаются с куклами, оживляемыми аниматором) [12]. В ХУ11 веке рядом с retablo религиозного содержания развилось также retablo светское, на что указывает "Раёк маэсо Педро" (русск. вариант Н.Любимова - прим. перевод.), описанное в "Дон Кихоте" М.Сервантеса.

Механические retablo мог обслуживать один кукольник, который сначала пускал в ход механизм, а затем уже в роли рассказчика объяснял события, происходящие на симультанно расположенных сценках театрика. Представление с куклами, оживляемыми "непосредственно", обслуживал кукольник вместе с помощником. Первый становился кукловодом, второму же выпадала роль рассказчика.

Как следует из сообщения ХУ1 века театр - retablo принесли в Испанию иностранцы, возможно, французы или итальянцы. В Польше, почти наверняка, механические театры распространяли итальянцы, которые, подчёркивая значение своего искусства, награждали себя титулом "магистра". Первый такой магистр появился уже в начале ХУ1 века. Его пребывание отмечено в дворцовой книге расходов, так как ему было заплачено за представление, данное для королевича Зигмунда: " 1506 Feb.23. Magistro de Omnibus Sanctis, qui comediam in presencia dni recitavit faciendo tabernaculum cum personis 3 flor"[13].

Из этой заметки следует, что магистр пользовался театром, называемым tabernaculum. Это был, вероятно, театр немного меньший, чем retablo, но при этом механизированный, хотя магистр сам его обслуживал и сам же читал текст комедии. Дата показа, как и название театра, говорят, что "комедия" имела религиозное содержание.

Во второй половине ХУ11 века в Варшаве тоже выступал магистр из Италии с показом "движущихся фигур" или картин, показ состоял из 13-ти сценок на светские темы. Этот магистр прибыл "сам", "один", а из того, что он показывал своё искусство при помощи фигур и картин, следует заключение - его театр имел симультанную сцену, как retablo или tabernaculum. Сцена с последовательной сменой мест действия ("сексесивная") потребовала бы большего количества обслуживающих её кукольников. Уже само наличия театра tabernaculum могло надоумить горожан, а главное, церковных слуг использовать имеющиеся переносные алтари в зрелищных целях. Переносные retablo (типа шкафчика) и алтарные складни известны в равной степени, как в Польше, так и в западных странах. Называли их, однако, просто алтарями или в переводе с латинского таблицами (tabulae) [15]. Известны также tabernaculum, имеющие форму retablo (алтари - таблицы) из королевской сокровищницы начала ХУ11 века [16]. Они были распространены также на востоке Речи Посполитой, где называли их вертепом [17], как позднее называли переносную мистериальную сценку на Украине. Студенты Киевской Академии использовали вертепы в качестве сценки, на которой разыгрывали и Рождественские мистерии, и мистерии страстей Христовых [18] - две самые популярные темы, показываемые в западных retablo. Польская "шопка" развивалась в то же самое время, что и вертеп. Однако её название, в отличие от "вертепа", не литургического происхождения. Скорее театрального. В старой Польше "шопа" означала строение для сенаторских совещаний на выборном поле. ВХУ11 веке в шопах давали также мистериальные представления. Может быть, именно поэтому маленькие переносные мистериальные сценки назывались шопками.

О популярности шопковых представлений говорит, между прочим, и то, что уже в ХУ11 веке мы встречаем упоминание о домашних шопках. В Варшаве в начале ХУ111 века шопка была уличным театриком [19]. Из описи имущества члена Краковского магистрата Юзефа Вадковского (1738г.) узнаём о подвижных ясельках (шопке) с персонажами, среди которых только один Иусус был представлен "in triplici figurae" [20]. Присутствие трёх фигурок Иисуса в Рождественской мистерии свидетельствует о том, что эти фигурки использовались в разных сценических контекстах (в соединении с разными персонажами). Это говорит и о том, что их показывали в разных "отделениях" сцены, а, следовательно, симультанно (из перечня персонажей не явствует, что фигурки Иисуса были разного возраста).

Архитектура шопки в тот период подверглась существенным изменениям. На ящике, имевшем форму retablo (прямоугольном) выросли башни, делающие его похожим на макет готического храма [21]. Введение башен было переломным моментом. Шопка отходит от своего первоначального вида, и с каждым разом всё больше уподобляется костёльной архитектуре. В этом плане вертеп развивался медленнее, а ещё медленнее батлейка, которая даже в начале нашего века была простым ящиком, закрывающимся крыльями, как костёльный триптих.