Эпоха, стиль, направление импрессионизм
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Гавр. Во время учебы в колледже Моне увлекся рисованием шаржей, также брал уроки у профессора рисования Ошара, в прошлом ученика Давида.
В 1857 г. умерла мать Моне. Юный Клод, которому тогда еще не было 17 лет, оставил учебу в колледже, однако не прекратил своих художественных занятий, в чем ему оказывала содействие его тетка Жанна-Маргарита Лекадр, которая была художницей-любительницей.
Свои карикатуры молодой художник продавал в лавке торговца художественными материалами, где они оказались рядом с этюдами Эжена Будена. Художники познакомились и сразу стали друзьями. Уже на склоне лет Моне вспоминал о том, как произошла эта встреча: «Я часто выставлял на продажу свои шаржи у торговца рамами. Эти рисунки снискали мне некоторую известность в Гавре и немного денег. Там я познакомился с Эженом Буденом, которому было в то время около 30 лет. Уже тогда этот человек представлял собой яркую индивидуальность. По его настоянию я решил заняться живописью под открытым небом. Я купил себе коробку с красками, и мы отправились в Рюэль (на северо-востоке от Гавра). Буден установил свой мольберт и принялся за работу. Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись, я понял свое предназначение. Эжену Будену я обязан тем, что стал художником».
В 1859 г., получив от отца необходимые средства, Моне едет в Париж учиться живописи. В столице молодой художник пользуется советами Амана Готье и Констана Тройона, внимательно изучает выставку Салона, посещает занятия в академии Сюиса, где знакомится с Камилем Писсарро.
В 1861 г. девятнадцатилетний Клод был призван на военную службу в Алжир, однако в 1862 г., получив полугодовой отпуск по болезни, возвращается в Гавр. Летом этого года состоялось его знакомство с датским художником Яном Бартольдом Йонгкиндом, который стал его вторым учителем.
Тетка Лекадр, «откупившая» Клода от дальнейшего прохождения военной службы, ревностно следила за успехами своего племянника, впрочем, не всегда разделяя его вкус и метод. В письме художнику Аману Готье она жаловалась: «Его этюды всегда представляют собой неотделанные наброски, такие, как те, что Вы видели. Но когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его. Он совсем не считается с моими замечаниями. Я, видите ли, не нахожусь на его уровне, так что теперь я храню глубочайшее молчание». «Идиотами», которые упоминаются в письме мадам Лекадр, по всей видимости, были Буден и Йонгкинд.
В октябре 1862 г. Моне вернулся в Париж, где стал посещать уроки живописи в ателье Шарля Глейра. Здесь он познакомился с Ренуаром, Сислеем и Базилем. В 1864 г., когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, друзья стали активно осваивать пленэрную живопись.
В 1865 г. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты благосклонно. Критик Поль Манц, обозреватель «Gazette des Beaux-Arts», писал: «Склонность к гармонии цветов, чувство валеров, поразительное чувство целого, смелая манера видеть вещи и привлекать внимание зрителя — вот качества, которыми господин Моне уже обладает в высокой мере. Его «Устье Сены» внезапно остановило нас, и мы его не забудем. С сегодняшнего дня мы, конечно, с интересом будем следить за будущими успехами этого искреннего мариниста».
В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. — его первой женой. Она родила художнику двух сыновей — Жана (р. 1867) и Мишеля (р. 1878), которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В это время Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени, названная, как и полотно Эдуарда Мане, «Завтрак на траве», была исполнена в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Сходство с картиной Мане сразу бросается в глаза. Однако, стремясь превзойти старшего товарища, Моне изобразил на большом полотне в полный рост двенадцать фигур. Моделями для всех персонажей послужили его жена и друг, Фредерик Базиль, которые многие часы позировали художнику на лесной поляне в лесу Фонтенбло. Камилла также позировала мужу для картин «Женщины в саду» (1867), «Камилла, или Женщина в зеленом платье» (1866), «Дама с зонтиком (Мадам Моне с сыном)» (1875), «Японка» (1876) и других.
1860-е годы проходят под знаком объединения сил и крепкой дружбы. Друзья часто собираются вместе, чтобы писать пленэр в окрестностях Парижа. К концу десятилетия относится ряд работ, написанных в Буживале, где Моне работал вместе с Ренуаром: тогда ими были написаны знаменитые картины, изображающие «Лягушатник». Оказываясь в Париже, друзья веселой тесной компанией, которой верховодит Мане, проводят вечера в кафе Гербуа, споря об искусстве и вынашивая планы совместной выставки.
Франко-прусская война нарушила привычный уклад жизни художника, и в сентябре 1870 г. он с Камилем Писсарро перебрался в Англию. В Лондоне судьба свела их с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который впоследствии оказал импрессионистам неоценимую помощь в организации выставок и продаже картин. В 1871 и 1874 гг. Моне работал в Голландии.
Вернувшись на родину в 1872 г., Моне вместе с семьей поселился в Аржантёе, небольшом поселении на берегу Сены близ Парижа. Ни одно место не связано так тесно с историей импрессионизма, как Аржантёй. В этом тихом живописном местечке в разные годы работали на пленэре едва ли не все импрессионисты. Здесь летом 1874 г., в компании Ренуара и Мане, Моне создал удивительные по светоносности полотна: знаменитые сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Нередко он писал свой дом и сад, который очень любил. Для работы с воды Моне купил небольшую лодку и оборудовал в ней плавучую мастерскую, что позволяло, встав на якорь посреди реки, писать оба берега Сены (Сена в Аржантёе, 1875, Музей искусства, Сан-Франциско). Моне прожил в Аржантёе с 1872 по 1878 г.: в этот период его палитра светла и богата, как никогда.
В апреле-мае 1874 г. состоялась первая выставка «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.», объединившего художников, некоторое время спустя получивших наименование импрессионистов. Клод Моне представил на ней девять работ. Одна из них, «Бульвар капуцинок», была написана из окна того самого дома (ателье фотографа Надара, Бульвар Капуцинок, 35), где, собственно, и проходила выставка. Художнику удалось передать ощущение суетной жизни парижского бульвара. Маленькими мазками темной краски легко обозначены фигурки людей, словно копошащихся внизу.
Луи Леруа в скандальном фельетоне «Выставка импрессионистов» зло иронизировал по поводу этой картины Моне:
— Ну не блестящая ли штука! Вот это действительно впечатление, или я вообще не понимаю, что это. Только, будьте любезны, объясните мне, что означают эти бесчисленные черные мазки в нижней части картины, будто ее кто-то языком лизал?
— Ну как же, это прохожие, — ответил я.
— Значит, и я так выгляжу, когда иду по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что, наконец, издеваетесь надо мной?
— Уверяю Вас, господин Винсент…
— Но ведь эти фигурки сделаны по способу, которым имитируют мрамор. Мазок туда, мазок сюда, тяп-ляп, в какую хочешь сторону…
Мнение журналиста Эрнеста Шено по поводу этой же картины было несколько иного свойства: «Никогда еще оживление на улице, этот муравейник людей на асфальте, экипажи на дороге, шелест деревьев, полных пыли и света; никогда еще неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине «Бульвар Капуцинок».
Весной 1876 г. Эрнест Ошеде, французский финансист и коллекционер, пригласил художника расписать загородное поместье Роттенбур в Монжероне. Для украшения большого приемного зала Моне задумал и написал четыре больших холста на темы времен года. Позднее, два года спустя, когда Ошеде разорился, художник не задумываясь предложил его семье — жене и шестерым детям — приют в своем загородном доме в Ветёе, где семья Моне жила с 1878 г.
Ветёй, чудесное местечко на берегу Сены, стал темой многих картин Моне. Он плавает по Сене на своей плавучей мастерской, пытается достичь различных световых и цветовых эффектов. Однако к концу 1870-х гг. в его пейзажах появляются нотки непереносимой тоски, грусти и одиночества: художник глубоко переживал смерть жены Камиллы, которая скончалась 5 сентября 1879 г., оставив его с двумя детьми. Испытывая чувство глубокой подавленности, Моне перестает писать на пленэре: запершись в мастерской, он пишет композиции из цветов и фруктов, а с наступлением сезона охоты — натюрморты с дичью. С наступлением зимы художник покидает стены мастерской: в этот период Сена, скованная льдом, а чуть позднее — мотив ледохода, становится доминирующим в его творчестве, явившись ярким выражением душевного потрясения, которое испытал Моне.
В 1881 г. Моне вместе с семьей Ошеде перебрались в Пуасси, на виллу Сен-Луи. Однако Пуасси, как признавался сам художник, действовал на него угнетающе. «Это место мне совсем не подходит», — сообщает он Дюран-Рюэлю. Обследуя с этюдником разные живописные уголки по берегам Сены, художник неустанно ищет место, где он мог бы обрести покой. «Я буду путешествовать до тех пор, пока не найду нужный мне дом», — сообщает он Дюран-Рюэлю в апреле 1883 г. Вскоре после этого, при содействии все того же Дюран-Рюэля, ссудившего деньги на переезд, Моне и Ошеде окончательно поселились в Живерни, близ Вернона. Моне счастлив: Живерни — это то, что он искал, здесь он проведет всю вторую половину своей жизни — 43 года.
Через семь лет после переезда Моне выкупил дом и участок земли, на котором своими руками разбил сад. Чтобы обустроить второй, так называемый «водный сад» — пруд с водяными лилиями, над которым был перекинут мостик в японском стиле, — художник добился разрешения властей отвести воды реки Эпт в свое имение.