Смекни!
smekni.com

Средневековое искусство Западной Европы (стр. 5 из 6)

Основным видом изобразительного искусства была скульптура — внутри и снаружи собор украшался большим количеством статуй и рельефов. Застылость и замкнутость романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. Изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества. В готике сложился культ Богоматери — практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерном для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ — их изображения встречаются в готическом искусстве так же часто, как в романском (в виде химер или гаргулей — статуй-водостоков). В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории, получили распространение часословы (сборники молитв и текстов, распределенные по календарю), романы, исторические хроники. Появилась также алтарная живопись, высокого подъема достигло декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Франция

Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3 — 5-тинефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора, к которому примыкают радиальные капеллы ( «венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи. Благодаря контрасту высокого главного и боковых полутемных нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т.п. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галере, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — декоративные статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене — проникнуты одухотворенной красотой, искренностью и благородством чувств. Другие части храмов тоже украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов: сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения. Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и желтые тона. К ранней готике относится собор Нотр-Дам в Париже (1163—середина XIV в.). Переход к зрелой фазе развития готики на рубеже XII—XIII вв. был отмечен строительством соборов в Бурже и Шартре (1194—1225). Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211—1481) и Амьене (XIII— XV вв.). Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по специфическому и широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Искусство приобрело в «лучистом» стиле черты царственной величавости, подвижной одухотворенности и изысканного изящества. Объемно-пластические композиции отступают на задний план, стены превращаются в бесплотный ажурный орнамент. Переход особенно заметен, например, в южном рукаве трансепта собора Нотр-Дам в Париже (после 1257). Вершиной развития «лучистой» готики стала часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48). С XIV в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались композиционные и декоративные приемы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличавшийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV—XV вв.). В миниатюрах (главным образом, часословах) наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Германия

В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило спорадический и неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики: круглые окна-розы, гурты, стрельчатые арки и т.п. К зданиям переходного типа могут быть отнесены соборы Магдебурга, Бонна (XI—XIII вв.) и ряд перестроенных кёльнских зданий, например, церковь Гереонскирхе в Кёльне (1219—27). Расцвет немецкой готики относится к середине XIII в. (собор в Наумбурге и др.). В Германии рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83), на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-им-Бресгау, в Ульме); на севере строились кирпичные церкви (Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объемов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и узорного кирпича. Наиболее близкими французским прототипам оказались восточный хор Кёльнского собора (начат в 1248) и собор в Страсбурге. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и т.п.).

Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают жизненная конкретность и монументальность, глубокая выразительность образов, однако по сравнению с французской, произведения немецкой готической скульптуры исполнены менее изящно и тонко. К ранней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге, здесь находятся многочисленные рельефы, а также фигура Всадника (около 1237). Выдающимся произведением немецкой скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге (Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута, вторая половина XIII в.). (Более подробно о немецкой готической скульптуре см. статью.)

Поздняя немецкая готика (конец XIV — начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись.

Нидерланды

Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно — богато декорированные гражданские постройки: суконные ряды (в Брюгге, 1248—1364) ратуши (в Брюгге, 1376—1421, в Брюсселе, 1401—55; в Генте, 1518—35).

Англия

Готика проникла в Англию в последней четверти XII в. и за Ла-Маншем приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Главным средоточием соборного строительства оставались крупные аббатства. Характерные особенности английской готики обозначились рано. Уже Кентерберийский собор, перестроенный после пожара 1174 г., являл ряд существенных отличий от французских прототипов. Они обнаружились в плане: здание имеет два трансепта, один из которых короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов в Линкольне, Уэлсе, Солсбери. Романские традиции оказались в Англии стойкими. Старые соборы были вместительны и не требовали коренной перестройки, на старое ядро надевали лишь новые готические «одежды» (восточная часть собора в Глостере, собор в Винчестере). Усилия английских зодчих сосредоточивались не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне нового искусства. Пространство английских соборов долгое время оставалось расчлененным: хор, нефы, трансепт были обособлены, горизонтальные членения преобладали над вертикальными. Соборы сохранили значительную протяженность. Для английской готики характерны растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, различного рода притворы. Апсиды имели по преимуществу прямоугольное завершение, хор с обходом и капеллами встречается редко. Западные башни невелики, зато сильнее выделяется башня над средокрестием. В интерьере средний неф не поднимался, как правило, над боковыми на значительную высоту, роль аркбутанов была ограничена, их скрывали под кровлей боковых нефов. Строгая геометрическая простота объемов компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. С соборами в английском зодчестве были связаны постройки монастырского типа — залы капитула, капеллы, клуатры. Готика сохраняла в Англии свое значение вплоть до середины XVI в. Принято выделять раннюю, или «ланцетовидную» (по форме окна) готику (XIII в.), зрелую, или «украшенную» (конец XIII — XIV вв.) и позднюю, или «перпендикулярную» готику (XV в.). Самобытность готической архитектуры Англии наиболее отчетливо выступила в соборах Солсбери, Линкольна, Уэлса, Йорка.