Икона. I треть XIII века. ГТГ
Дерево, левкас, темпера. 61,5 х 146,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191
Место создания Владимиро-Суздальская Русь (?), Россия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).
Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в византийском православном мире. Посредине – Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые — преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из основных содержаний и целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его милости.
На рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас – стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Представляемый на нашем сайде «Деисус» – самый ранний из дошедших от Киевской Руси до нашего времени. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенского собора Московского Кремля, где помещалась над гробницей митрополита Филиппа . По мнению В.Н.Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518, когда в Москву переносили многие местночтимые образа в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ).
О.С. Попова допускает, что ««Деисус» возник, как и «Успение», в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, – отмечает исследовательница, – так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе в Новгороде или другом русском княжестве, но «Деисус» создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви» (Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины ХIII века. – М., 1988. С.231-232.). Известно, что церковь Богородицы (1208-1209) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских .
«Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды.
В оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем красно-коричневый хитон, с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.
Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение – настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая» .
Особенно выразителен лик Предтечи – пророка, аскета, изможденного пустынника – с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен в глубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к начале XIII века уже выглядел старомодным .