Эпоха, стиль, направление - Древнее царство
Древний Египет располагался в нижнем течении реки Нил, занимая достаточно выгодное географическое положение: к западу от Нила простиралась Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская, на севере египетские земли омывались Средиземным морем, на юге были непроходимые для крупных судов пороги. Благодаря этим естественным барьерам Египет был до некоторой степени защищен от нашествий иноземных народов. Вследствие этого египетская цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, в незначительной степени подвергаясь влиянию извне.
Существование Египта целиком и полностью зависело от разливов Нила. Благодаря тропическим ливням, питавшим в летние месяцы ее истоки, река разливалась, выходила из берегов и заливала близлежащие земли. После половодья на земле оставался слой плодородных наносов, который использовался для земледелия. Этот ежегодно повторявшийся цикл решающим образом повлиял на облик египетской культуры, отразившись в древнеегипетских верованиях. Вообще образ Нила занимает важнейшее место в египетской культуре. Нил — это источник жизни, не имеющий ни начала, ни конца. Нил — это рубеж, отделяющий царство живых от царства мертвых (так исторически сложилось, что по одну сторону Нила строились города для живых, по другую, в выжженной солнцем пустыне, располагались многочисленные кладбища и некрополи, образовавшие целые «города мертвых»).
Корни египетской цивилизации, развивавшейся на протяжении трех тысячелетий, уходят вглубь веков, к середине IV тысячелетия до н.э. К этому времени враждующие египетские номы (области) объединились в два самостоятельных царства — Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. фараон I династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство; с этого момента начинается так называемая династическая эпоха. Египетский жрец Манефон, живший в IV—III вв. до н.э. и написавший «Историю Египта», выделил в ней три периода: Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н.э.) и Новое царство (XVI—XI вв. до н.э.). Всего до 341 г. до н.э. (второго завоевания Египта персами) страной правили 30 династий фараонов.
Фараон, стоявший во главе египетского царства, обладал неограниченной властью. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложному церемониалу, пышность которого возрастала, по мере того как государство расширяло свои границы. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иноземных послов, получал дары и раздавал награды.
В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, дающий влагу и урожай. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке бог Солнца Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы — считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Брат Осириса Сет, снедаемый завистью, убил Осириса и расчленил его тело. Исида после долгих поисков, с помощью магических заклинаний, возвратила Осириса к жизни. В результате непорочного зачатия у Осириса и Исиды родился сын Гор — человек с головой сокола. Осирис передал богу Гору царский престол, после чего удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.
Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове у Осириса высокая корона фараона, его ноги спеленуты, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога плодородия Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет.
Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека может продолжаться после его физической смерти, но при условии, что его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела покойных, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохранялись весьма длительное время. Для сохранения мумии египтяне строили усыпальницу — пирамиду, мастабу (род гробницы) или склеп. Египтяне считали, что при жизни человека в нем обитают две духовных составляющих — ка (душа, или духовный двойник) и ба (индивидуальность). Ка человека нуждалось в материальной оболочке; таковой после его смерти служила мумия усопшего. На случай если мумия все-таки разрушится, в гробницу помещались статуи умершего, имеющие черты портретного сходства с покойником и подписанные его именем. Для поддержания жизни ка нуждалось в пище; ее приносили в гробницу родственники усопшего. В гробницу помещалась разнообразная домашняя утварь, ибо в загробном мире душа должна была иметь все те блага, которыми человек пользовался при жизни. Для этой же цели стены гробницы украшались изображениями, рисующими сцены благополучной повседневной жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг. Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Все это являлось своего рода материальной основой царства мертвых, гарантируя ка усопшего полноценную загробную жизнь.
В эпоху Нового царства распространился обычай помещать в саркофаг покойника так называемую «Книгу мертвых» — сборник текстов, молитв, заклинаний, магических формул и гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на пути в загробное царство Осириса. 125-я глава «Книги мертвых» посвящена загробному суду над человеческой душой, творимому сорока двумя богами загробного царства во главе с Осирисом. Осирис вершит суд в Чертоге двух истин. Покойного сопровождают бог бальзамирования Анубис (Анубиса чаще всего изображают с человеческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида, а также павиан (священное животное, посвященное Тоту). Усопший произносит «Исповедь отрицания»: не убивал, не чинил людям зла, не воровал и т. п. Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» — душа, «статис» — неподвижный, стоящий) — сердце умершего взвешивают на весах. На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой — страусиное перо богини мудрости и справедливости Маат. Справа от весов стоит бог мудрости Тот, он записывает результаты взвешивания. Если сердце покойного окажется тяжелее пера, значит, оно отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Праведники, сердца которых не нарушили равновесие весов, отправляются в райские поля вечного блаженства Иару.
Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное и сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мертвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности.
Искусство Древнего царства
Пирамиды и Большой сфинкс
В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.
В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.
Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.