К югу от основной оси храма расположено большое священное озеро длиной 120 м и шириной 77 м, на котором в древности по ночам разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хефри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изваяние жука-скарабея.
Около северо-западного угла озера расположен седьмой пилон, открывающий вторую ось храма, идущую на юг. Пилон был сооружен при Тутмосе III и частично декорирован в более позднее время. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет — богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 г. было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.
Восьмой пилон на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X — Аменхотепом III и Хоремхебом (XVIII династия). В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II (XVIII династия). У десятого пилона, который служил южными воротами в храм Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к храму богини Мут.
Храм в Луксоре
Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, храм в Луксоре играл подчиненную роль по отношению к великому Карнакскому храму и использовался исключительно во время прохождения процессии, посвященной Амону и приуроченной к началу нового года.
В правление фараона Нектанебо I (XXX династия) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.
Храм в Луксоре почти целиком воздвигнут в XV в. до н.э. при Аменхотепе III (XVIII династия) (архитектор —Аменхотеп Младший) и завершен в XIV в. до н.э. Рамсесом II (XIX династия). Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.
Храм, имеющий форму прямоугольника, вытянут с севера на юг. Вход в храм оформлен в виде пилона, построенного Рамсесом II. Перед пилоном были воздвигнуты шесть колоссов Рамсеса II: четыре гигантские статуи изображали стоящего фараона, две статуи запечатлели фараона сидящим. У входных ворот храма возвышались два обелиска высотой 35 м. Один из них в XIX в. был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.
За пилоном начинается двор Рамсеса II. По периметру двор обрамлен двойными рядами колонн, между которыми также стояли статуи фараона. С южной стороны ко двору Рамсеса II примыкает колоннада Аменхотепа III, состоящая из четырнадцати колонн, капители которых выполнены в виде распустившегося цветка папируса. Вход в колоннаду «охраняют» два сидящих колосса Рамсеса II. У ног фараона стоит крошечная фигурка его супруги, царицы Нефертари.
Колоннада Аменхотепа III ведет во двор Аменхотепа III, обрамленный сдвоенными рядами из 64 колонн со стволами, покрытыми продольными канавками, символизирующими связки папируса, и с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. К двору Аменхотепа III примыкает гипостильный зал, состоящий из 32 колонн в виде связок папируса, также с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. За гипостильным залом находится Зал ладьи Амона-Ра и святилище, примыкающее к внешней стене храма. На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, рассказывающие о жизни Аменхотепа III. Согласно легенде, Аменхотеп III родился от брака его матери с богом Амоном-Ра.
Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Так, в общий ансамбль храма включен храм Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке, есть также христианские фрески, выполненные поверх древнеегипетских рельефов. После завоевания Египта арабами Луксорский храм был почти полностью засыпан, его выступающая часть была использована в качестве фундамента для строительства мусульманской мечети, которая стоит на нем и поныне.
Изобразительное искусство
Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н.э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)
Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия). Колоссы были частью храма Аменхотепа III, впоследствии разрушенного его преемниками. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустыни. В I в. одна из статуй, поврежденная землетрясением, на рассвете начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким образом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки Ахилла, приветствовал свою мать — богиню утренней зари Эос. С тех пор статуи стали называть «Колоссами Мемнона». После реставрации, проведенной в III в. по приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда.
Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.
Амарнский период
В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368—ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотеп IV (изменивший имя на Эхнатон) покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу — Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом, а выработавшийся в этот период стиль в искусстве — амарнским стилем.