Смекни!
smekni.com

Искусство Древнего Египта. Новое царство (стр. 3 из 3)

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, уничтожив память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий и гробниц были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. Отличительная особенность этих произведений состоит в том, что они передают естественные человеческие чувства и настроения, показывают интимные моменты в жизни изображаемых персонажей. Таковы скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и шести их дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону (Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью)), на приеме послов, при раздаче наград, во время парадных выездов на колесницах, сидят вместе с ним за трапезой и вместе отдыхают. Фараон предстает как любящий муж и отец. Царская семья также изображена в момент горя — она оплакивает усопшую царевну Макетатон. В знак поддержки царь касается руки супруги — в традиции древнеегипетского искусства такого рода жест является уникальным. В росписи парадного зала сохранился фрагмент с двумя обнаженными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка сестры, та обнимает ее за плечи. Фигуры написаны в нежных розово-золотистых тонах, на лицах выделяются огромные миндалевидные глаза. Сохранился раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове — высокий царский головной убор. Сохранилось также незавершенное изображение Нефертити — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчанника.

После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе (XVIII династия) жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона (середина XIV в. до н.э.).

Гробница Тутанхамона

В 1922 г. Британский археолог Х. Картер и его меценат лорд Корнарвон открыли в Долине царей близ Фив нетронутую гробницу фараона Тутанхамона. В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, троны, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них была статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем, вложенные один в другой, находились несколько саркофагов. В последнем саркофаге, сделанном из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия с головы до ног была осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до изысканных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок производят ошеломляющее впечатление.

Тутанхамон (ок. 1400—1392 гг. до н.э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона, выросли при царском дворе в Ахетатоне. Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы и возродить старые культы, в придворном искусстве сохранились традиции амарнского стиля. Прекрасны изображения молодого царя, в скульптуре и в росписях, на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на священной ладье и на спине черного леопарда. Совсем юные царь и царица часто изображены вместе. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках четырех богинь, охраняющих ковчег с канопами (алебастровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Архитектура периода XIX династии

Борьба между Эхнатоном и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии — Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» — перечень египетских фараонов.

Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317—1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного — это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.

Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.

Но самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище. В первом зале установлены восемь статуй бога Осириса, символически поддерживающих потолок помещения. Дважды в году, 22 февраля и 21 октября, можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входные ворота храма в длинный проход, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и Рамсеса II. Малый храм, построенный в честь царицы Нефертари, представляет собой сооружение более простое и меньшее по размеру. На фасаде храма в глубоких скальных нишах стоят четыре статуи Рамсеса II и две статуи Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор, которой, собственно, и была посвящена эта святыня.

Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет египетское искусство пережило при фараонах Саисской династии (VII в. до н.э.). Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.