Смекни!
smekni.com

Святые помощники (стр. 2 из 2)

В древности на Руси Пантелеймон не был столь популярен, как другие врачи-бессребренники. Широко почитаться он начал только в 19 веке в связи с ростом авторитета Афона в России и привозом оттуда множества списков с чудотворной иконы святого. Эти списки в большом количестве и сейчас находятся в действующих храмах.

Если покровителями княжеской власти на Руси издавна считались святые воины, то у представителей выборной власти в Новгороде - посадских и тысяцких - тоже был свой небесный - 9 патрон. Им считался Ипатий Гангрский, живший при императоре Константине и бывший епископом города Гангры на берегу Черного моря. Он принимал участие в первом Вселенском соборе христианской церкви и известен как активный противник арианской ереси. Ипатий принял мученическую смерть от рук противников христианства. В Новгороде его изображения можно было найти уже во фресках церкви Спаса на Нередице конца 12 века. Имелся в городе и посвященный святому храм, где хранились его мощи. Поскольку в житии Ипатия есть немало эпизодов, где он выступает как борец с искушающими его бесами, то почитали его и как защитника от бесовских сил. На иконе 16 века из Третьяковской галереи святой представлен как суровый, неколебимый в своих убеждениях старец, исполненный огромной силы духа. В клеймах изображены чудеса святого и главным образом мучения, которые он стоически претерпел перед своей кончиной. Особенности письма, колорит позволяют отнести икону к произведениям тверской школы.

Помогая человеку, защищая его от невзгод, болезней и несчастий, святые помощники были в его глазах надежной опорой в жизни. Народное сознание опоэтизировало образы этих святых в преданиях, духовных стихах и иконописи.

Список литературы

1. Всеобщая история искусств, т. 2.

2. Н. А. Дмитриева "Краткая история искусств".

3. "Юный художник", N 1,1994.

4. "Юный художник", N 2,1994.