Смекни!
smekni.com

Русская культура, наука и образование в первой половине 19 века (стр. 2 из 2)

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989