Владышевская Т. Ф.
Псалмы, стихиры, гимны находили отражение в иконографических сюжетах, как бы обрисовывались в иконописи. Иногда на иконах изображался процесс пения, певцы, святые в виде певцов и даже простой народ в позах моления и пения. В западной иконографии можно встретить поющих ангелов, святых, например св. Цицилию, играющую на органе, но обычно не встречаются изображения простых, не канонизированных певцов, как это бывает на византийских и русских иконах и фресках. Изображение пения можно встретить также и в шитье, в миниатюрах древних книг, в певческих книгах, в Псалтыри.
В Киевской псалтыри — прекрасной пергаменной рукописи, написанной в Киеве в 1397 г., есть множество изображений певцов и песнопений, поскольку Псалтырь — это книга, которую не только читали нараспев, но и пропевали за богослужением. Создатель Псалтыри царь Давид в Библии в первой Книге Царств назван лучшим певцом своего времени. В Псалтыри Давид многократно изображен поющим Богу свои псалмы.
Но, к нашему удивлению, он предстает без музыкального инструмента в руках (как это стало типичным в поздних рукописях и в печатных Псалтырях). Давид изображается в позе моления и пения (л. 46 об., 184 об.). Его руки приподняты и обращены к небу. Однако в тех случаях, когда псалом приобретает характер хваления и благодарения, чувства передаются более экспрессивно. Например, на словах "Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса" Давид восхваляет Бога с воздетыми руками (л. 97 об.). Однако в Псалтыри чаще встречается поза моления с вытянутыми вперед руками, которая означает одновременно и моление и пение, в чем мы убедимся, посмотрев другие иконографические сюжеты, изображающие пение на иконах. Как известно, древнееврейское богослужение шло под сопровождение музыкальных инструментов. Инструменты, допускавшиеся в древнееврейский храм, перечислены в 150-м псалме: наряду с хорами (лики) там звучали трубы, органы, псалтырь, разные виды тимпанов и проч. В Киевской псалтыри не воспроизведен весь названный инструментарий. Художник ограничился изображением небольшого ансамбля. Очень красочно представлены в Киевской псалтыри три музыканта, иллюстрирующие 150-й псалом (л. 204 об.). На миниатюре три музыканта, в центре — певец, который в характерном для евреев обычае поет и одновременно танцует. Справа от него — тамбурист, музыкант слева играет на тарелочках1. На следующем, 205-м листе помещена вторая миниатюра этого цикла. На ней изображен Давид, играющий на гуслях, — встречается в Киевской псалтыри лишь один раз. Он представлен в образе доброго пастыря, сидящего на скале и играющего на прямоугольных гуслях. Вокруг него мирно пасутся стада.
Интересен цикл миниатюр Киевской псалтыри, изображающий библейские песни, послужившие в византийской гимнографии источником для одного из главных церковных жанров — канона, созданного Андреем Критским и развитого в творчестве Иоанна Дамаскина, Косьмы Маюмского и других гимнографов. Все авторы библейских песен или поющие их изображены в позе пения.
Первая песня, озаглавленная "Песнь первая сестры Моисеевы и Ароновы Мариами", имеет две иллюстрации. Первая изображает переход через "Чермное море". Израильтяне, руководимые Моисеем, пересекают море. Фараоновы войска гибнут, народ, видя это чудо, воспевает песнь Богу (их руки в позе пения): "Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Се Бог мой, и прославлю Его..."
Другая иллюстрация этого же события представляет песнь женщин. Пророчица Мариам с другими женщинами под звуки трубы, тимпана и тарелок, танцуя, поет песнь: "Поим Господеви, славно бо прославися". Пророчица Анна и пророк Аввакум также воспевают песнь благодарения в позе моления и благодарения.
Пророк Иона, который выходит из чрева кита, благодарный за свое спасение, поет песнь, вздымая руки, как у предыдущих певцов.
Песнь трех отроков — "Благословен ты, Господи, Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки" — изображена в соответствии с текстом Книги пророка Даниила (III, 52). Три отрока ввержены в пещь огненную. Воспевая песнь Богу, они получают спасение от пламени. Ангел орошает их. Руки у двух крайних отроков слегка расставлены и протянуты вперед, средний прижимает левую руку к сердцу, а правой, по-видимому, делает хейрономические знаки, вероятно, он главный из трех певцов. Два крайних певца смотрят на него.
В Киевской псалтыри есть прекрасные иллюстрации отдельных псалмов, среди них иллюстрации к 136-му псалму, повествующему о плаче евреев на реке Вавилонской: "При реках Вавилона там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. На вербах посреди его повесили органы наши. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши — веселия: пойте нам из песней Сиона". В миниатюре олицетворением реки Вавилонской является обнаженная мужская фигура голубого цвета, из уст которой изливается поток. На вербу повешены две корзины и два "органа" — ударных инструмента, напоминающих тимпаны. В миниатюре есть изображение диалога "плененных", израильтян и вавилонян, и их пленителей, вопрошающих их петь свои песни. 136 й псалом — один из наиболее драматичных. В его тексте говорится об органах, которые израильтяне вешают на вербы, изображенные здесь в виде колокольчиков.
Изображение песнопений на иконах
Музыка и иконопись объединялись общностью сюжетов песнопений. На тексты песнопений писали фрески, иконы. Изображение простых певцов на иконе наряду со святыми, Богоматерью, ангелами является, по-видимому, специфической чертой византийских и русских иконографических сюжетов. Они преимущественно связаны с прославлением Богоматери. Обратимся к сюжетам, где изображены певцы на иконе. Хор изображается на иконах в трех видах — антифонно в два хора, обычный хор и пение респонсорное — солист и хор. Подобных сюжетов несколько. Один из них связан с иконографией Покрова Богородицы, о чем уже говорилось выше. На нем представлен Роман Сладкопевец в окружении хора певцов. Здесь изображено респонсорное пение: солисту (св. Роману) отвечает хор. Красочно изображались певцы и на другой Богородичной иконе, именуемой Собор (Похвала) Богоматери. Собор Пресвятой Богородицы празднуется на второй день Рождества Христова, когда церковь прославляет Богородицу. Существует также еще одно специальное богородичное богослужение — Похвала Богородицы, — которое совершается на пятой неделе Акафиста Великого поста. Иконография объединяет оба эти Богородичных праздника. Само название композиции говорит о том, что на ней изображается Богородица славимая. Она представлена сидящей на троне, в нижней части иконы помещен хор, ее славящий. Здесь изображается хор в обычном виде, поющий стихиру. В дальнейшем будет показан третий тип хорового пения — антифонный.
Рассмотрим две иконы под названием "Собор Богоматери". Одна из них относится к псковской школе и принадлежит кисти мастера церкви св. Варвары — выдающемуся псковскому иконописцу XIV в. (хранится в Третьяковской галерее). Другая икона принадлежит мастеру ростово-суздальской школы XV в. (находится в собрании Музея Павла Корина). Композиция икон "Собора", или "Похвалы Богородицы", очень близка иконографии Рождества Христова. Она так же сложна и требует толкования. В центре "Похвалы" — восседающая на троне Богоматерь с младенцем. Как и в композиции Рождества Христова, в ней есть волхвы, ангелы, пастухи и ясли.
Особенностью "Похвалы" является наличие певцов, указывающее на то, что здесь изображен певческий сюжет — исполнение богородичного рождественского песнопения. На более поздней иконе ростово-суздальской школы мастер создает более полную композицию. Кроме упомянутых персонажей, он вводит и изображение двух авторов рождественских песнопений: Иоанна Дамаскина (справа) и патриарха Анатолия (слева). Оба они держат свитки, на которых написаны слова созданных ими песнопений. На свитке у патриарха Анатолия написано: "Что ти принесем, Владыко Христе, яко явился". Эта стихира и легла в основу сюжета иконы. Иоанн Дамаскин, стоящий рядом с хором, показывает текст своей стихиры певцам. Ее поет хор, расположенный у подножия трона, а на иконе изображено содержание этого песнопения. Смысл текста стихиры раскрывается в художественных образах иконы. Стихира "Что ти принесем" второго гласа исполняется в цикле стихир на "Господи, воззвах" во время Вечерни Рождеству Христову:
Что ти принесем, Владыко Христе,
яко явился еси земли, яко человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей
Благодарение Тебе приносит.
Ангели — пение;
Небеса — звезду;
Волхвы — дары;
Пастырие — чудо;
Земля — вертеп;
Пустыня — ясли;
Мы же — Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Стихира начинается с риторического вопроса: "Что ти принесем?" — какую благодарность принесли люди и все земное, сущее явившемуся на землю Богу — Христу? Весь дальнейший текст является ответом на этот вопрос, который иконописец выражает на иконе. Здесь семь ответов и семь приношений: ангелов, небес, волхвов, пастухов, земли, пустыни и людей. Псковский мастер XIV в. в ярких иконописных образах раскрывает содержание этого песнопения. В центре иконы на красочном престоле в пурпурных одеждах восседает Богоматерь. Это один из самых сурово-величественных образов Богоматери. На груди у нее в ромбах, символизирующих славу, Христос Предвечный младенец, "Иже прежде век". В верхнем углу слева ангелы, приподняв руки, воспевая, приносят ангельское рождественское славословие: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. II, 14).
Слева от престола изображены волхвы, приносящие дары, о чем свидетельствуют ларцы в их руках. Икона "Похвала Богородице" воспевает чудо рождения Девой Христа. Об этом чуде свидетельствует звезда, которая обычно помещается и в композиции "Рождества" и "Похвалы". Патриарх Анатолий в высоком поэтическом стиле стихиры говорит о даре, который небо приносит Богу. Небеса дарят Христу звезду, она указует на пришествие Христа. Звезда на псковской иконе XIV в. утрачена, она сохранилась лишь на более поздней ростово-суздальской иконе XV в., где изображены пораженные видением пастухи, указывающие на звезду. Человечество, представленное в лице пастухов, воспринимает явление Бога как чудо, оно приносит Христу восхищение чудом.