Смекни!
smekni.com

Состояние растительного и почвенного покрова (стр. 2 из 3)

Не только рубки способствуют деградации лесов. Большой урон им наносят пожары. От них особо страдают хвойные леса лесостепной и степной зон, где часто отмечаются засушливые, маловодные периоды. В 1975 году от пожара пострадала огромная (200 км2) площадь Джабык-Карагайского бора. В 90-х годах пожаром было охвачено около 120 кв. км. площади Санарского бора, более 40 кв. км Каратубайского бора. Сегодня на территории области нет, пожалуй, ни одного бора, которого не тронул бы огонь.

Последствия пожаров, охватывающих, в основном, хвойные леса, усугубляются еще и тем, что при ликвидации горелого леса часто уничтожается подрост. На лесные гари, заросшие травой, запускается скот, который окончательно превращает бывший леев пустошь. На оставшихся по соседству облесенных участках деревья угнетены, подлесок отсутствует или представлен малым количеством видов деревьев, подрост редок или вовсе отсутствует. Меняется травостой. Под пологом сохранившихся деревьев часто растут степные травы. Самовосстановление леса крайне затруднительно. Такая картина характерна для многих островных боров лесостепной и степной зон области.

Прямое воздействие на лес оказывают выбросы промышленных предприятий. В районе Сатки, Верхнего Уфалея, поселка Первомайского, Карабаша, Катав-Ивановска, где действуют крупные горно-рудные предприятия, цементные или медеплавильные заводы, выбрасывающие в атмосферу большое количество промышленной пыли и вредных газов (SO2, CO, NO2, NO3), лес "болеет" и быстро деградирует. Усыхают кроны деревьев, на стволах увеличивается количество наростов, "болеет" листва, происходит существенное сокращение фитомассы.

Особенно наглядно деградация лесной растительности под влиянием чрезмерных рубок и воздействия выбросов медеплавильного комбината проявилась в районе Карабаша. В 80-х годах выбросы комбината ежегодно составляли более 163 тыс. тонн пыли и газов. Только в 1990 году его трубы выбросили в атмосферу более 50 тыс. тонн вредных веществ, в том числе 46 тыс. тонн особенно вредного сернистого ангидрида.

Все это привело к полному исчезновению растительного покрова в радиусе 6—8 км от предприятия. Вокруг зоны рукотворной пустыни "бедленда" на космических снимках можно видеть деградированные хвойные и смешанные леса на площади до 260 кв. км. В них меньше высота деревьев, разрежены кроны, много сухостоя, на листве и хвое — следы болезней.

В результате интенсивной вырубки, вредных воздействий, особенно в течение последних 80—90 лет, на Южном Урале темнохвойные и смешанные леса сократили свою площадь на 75—80%. Можно себе представить, что будет с нашими лесами, если мы и дальше будем относиться к ним так же.

В последние годы намечается более бережное отношение к лесу. По сравнению с 1990 годом, в области более чем в два раза уменьшена площадь вырубаемых спелых лесов. Отдельные леса переведены в категорию особо охраняемых. Организованы национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль" общей площадью 145 тыс. га. На юге области идут подготовительные работы по созданию национального парка "Аркаим", куда войдет и самый южный из островных боров — Каратубайский, а также окружающие его более мелкие леса.

Луга и степи нашего края сильно пострадали от экологически не выверенного землепользования. Естественные травостои сохранились лишь на 10—35% незалесенных территорий. Остальная площадь за неполных три столетия хозяйствования распахана (35—40%), заболочена (0,5%), засолена (3%). Часть земель занята вновь построенными городами и селами, нефте- и газопроводами, автодорогами, горно-рудными предприятиями и их отвалами.

Сохранившиеся луга и степи заняты в основном под сенокосы и пастбища. Всего в области на 1996 год числилось: сенокосов 550 тыс. га, пастбищ 1356 тыс. га. Это почти 22% территории области. Из общего количества пастбищ заболоченные, заросшие кустарником (т.е. практически негодные) составляют около 60 тыс. га, или 3%.

Если разделить количество крупного рогатого скота, имевшегося в области в 70—80-х годах, на площадь пастбищ, то получается, что на 1 га приходилось в среднем 1,6 головы. Это вполне допустимая для степных и лесостепных районов величина, но на практике часто получалось так, что отдельные пастбища были чрезмерно перегружены. Это и привело к их деградации. Особенно сильно степные пастбища пострадали от огромных отар овец, которых в иные годы насчитывалось более полумиллиона. Овцы погубили (вытоптали) многие пастбища южных районов.


Карта деградированности природных кормовых угодий одного из хозяйств Кизильского района Челябинской области

Выборочное обследование кормовых угодий, проведенное в степных районах — Брединском, Кизильском, Верхнеуральском, показало, что более 50% степей, лугов относятся к сильно пострадавшим от чрезмерного выпаса.

В чем выражается деградация пастбищ, сенокосов в степной зоне? Это, прежде всего, уменьшение количества видов растений на единицу площади. На средне- и сильно деградированных участках оно снижается до 35—15 видов, причем среди них преобладают низкопитательные травы. Трава лишь частично покрывает поверхность земли (50—30%). Травяной покров сильно выбит скотом. Поэтому урожайность трав на таких пастбищах минимальна — 2—3 ц/га, в то время, как на хороших — 8—12 ц/га.

Сильнее всего страдают пастбища, находящиеся вблизи селений, крупных дорог. Как правило, они доведены до полного истощения. По существу, это рукотворная полупустыня.

Избежать обеднения, истощения наших лесных богатств, сенокосов, пастбищ можно лишь тогда, когда в практику будут внедрены научно обоснованные экологические нормы. Суть их заключается в том, чтобы:

—было установлено оптимальное соотношение распаханных и нераспаханных земель;

—была обоснована и соблюдалась физическая и биологическая нагрузка на единицу площади пастбищ;

—выдерживался "коэффициент лесистости территории", то есть соотношение залесенной и незалесенной площадей;

—рационально использовались водные ресурсы, принимались меры к их сохранению и увеличению;

—осуществлялся мониторинг естественных лугов, пастбищ, лесов; принимались меры по сохранению их площади и плодородия.

Научно обоснованные экологические нормы будут обязательно внедряться в практику в XXI веке. Без этого наши леса, луга и степи обречены на гибель.

2 Изучение состояния растительного покрова

Растительный покров служит индикатором уровня промышленного загрязнения, засоления почв, перегрузки пастбищ. Смена одних растительных ассоциаций другими, изменение видового состава растительности, исчезновение каких-то преобладающих видов растительности свидетельствуют об изменении ландшафтно-геохимических условий.

Изучение растительного покрова ведется обычно параллельно с изучением почв. В условиях Южного Урала особо злободневной является оценка состояния лесов и пастбищ в степной и лесостепной зонах.

3 Изучение состояния почвенного покрова

Изучение почвенного покрова обычно проводится одновременно с изучением травянистой растительности. Почвенный покров, в основном, изучается с целью определения уровня плодородия почвы (почвенный мониторинг). Эти исследования, как правило, проводятся специализированными предприятиями. При этом определяется содержание гумуса в почве, содержание фосфора, калия, азота, рН водной вытяжки (показатель кислотности-щелочности почв), засоленность. Изучается механический состав почв и их структура, уровень проявления эрозии.

Эколого-геохимические исследования почв направлены на выявление уровня загрязнения почв тяжелыми металлами и другими токсикантами. Эта задача особо актуальна для территорий городов, поселков, на которых расположены предприятия черной и цветной металлургии, энергетики, химии.

Опробование проводится в основном на территории жилых кварталов (селитебная зона) по определенной сетке, которая может определяться длиной квартала, его формой. Расстояние между точками отбора проб 300—500 м и более. Опробование ведется на основе детальных планов населенного пункта или аэрофотоснимков. Наиболее удобный масштаб 1:10000 — 1:15000. Каждая проба точно выносится на карту, аэрофотоснимок.

Все пробы почвы отбираются конвертом, то есть на поверхности рисуется "мысленно" квадрат 5x5 м, с каждого угла которого и из центра отбирается 70—100 г почвы с поверхности до глубины 0,0—0,15 м. Все отобранные пробы (5) тщательно перемешиваются и делятся на четыре части (квартуются). Одна четверть заворачивается в плотную бумагу или засыпается в мешочек и подписывается (Проба № ...). Номер пробы наносится на план в точке отбора.

При отборе геохимических почвенных проб ведется журнал, куда записываются основные данные опробования:

—дата отбора;

—место отбора (улица, площадь, роща);

—глубина отбора;

—характеристика почвы.

В сельской местности геохимическое опробование почв проводится вдоль основных магистралей (железных и шоссейных дорог, нефтепроводов) или на участках, подверженных влиянию газово-дымовых шлейфов промышленных предприятий. Этим же методом можно определить степень загрязнения территории вокруг нефтебаз, складов пестицидов, удобрений, свалок промышленных и бытовых отходов.

Важно правильно определиться с количеством проб, их распределением на местности. При этом нужно учесть основные направления ветра, преобладающее направление стока поверхностных вод, направления и углы наклона рельефа.

4 Ухудшение плодородия

Плодородие почв определяется, прежде всего, содержанием в них гумуса, гуминовых кислот. Вследствие их выноса и перерождения разрушается структура почвы, уменьшается ее водопроницаемость и влагоемкость.