Смекни!
smekni.com

Монастыри (стр. 2 из 2)

XVIII в. был веком гонений на монашество, временем тяжелых испытаний для монастырей. В результате секуляризации число их значительно сократилось, обветшали и погибли многие памятники архитектуры и искусства. Однако истребить монашество не удалось и уже во второй половине столетия начался новый подъем. В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры. Лавра—это центр как бы некоего архипелага монастырей. Вокруг Лавры были построены скиты, в которых монахи достигали высоких духовных состояний. В эту эпоху в ряде монастырей начинается возрождение древнего обычая монастырского уклада — старчества, Этот процесс связан с именем старца Паисия Величковского, которым был создан славянский свод святоотеческих творений, повествующих о внутренней, духовной жизни — "Добротолюбие".

Начало XIX в. ознаменовано созданием новых монастырей — из которых наиболее известен Серафимо-Дивеевский, созданный под руководством величайшего подвижника послепетровской России, преподобного Серафима Саровского. Известнейшим центром старчества стала Оптина пустынь. Монастырь, до конца XVIII в. бывший совсем неизвестным, в XIX в. становится центром притяжения всей России. Особенно важно то, что в Оптину пустынь стремилось не только простонародье, но и интеллигенция. Среди самих оптинских старцев были люди образованные, владеющие пером. Они не писали богословских сочинений, но вели обширную переписку и в письмах касались всех вопросов духовной жизни.

В монастырях люди, достигшие высокой степени нравственного совершенства, имели возможность предать свой опыт перу. Так, Задонский епископ Феофан в расцвете сил удалился в затвор (почему и именуется Феофаном Затворником) и там написал огромное количество произведений. XIX в. — время нового расцвета духовной, аскетической литературы.

До революции в России было несколько сотен монастырей. После 1917 г. в России большинство их было закрыто. В это время появились как бы отделения некоторых монастырей на Западе, которые пытались продолжить ее — такие монастыри как Новый Валаам в Финляндии, православные монастыри в США, Англии, Германии и других странах. На территории России были закрыты почти все монастыри. Только после Великой Отечественной войны, когда произошло заметное потепление в отношениях Церкви и государства, была вновь открыта Троице-Сергиева лавра. Не закрывались монастыри на территории прибалтийских республик (в том числе Псково-Печерский, после революции оказавшийся на территории Эстонии), Западной Украины. В Советском Союзе было 18 действующих монастырей. Хранителями бесценного духовного опыта стали многие монахи и монахини, волею судьбы оказавшиеся в миру. Вокруг них собирались небольшие общины, состоящие из людей, стремящихся к монашеской жизни, продолжалось старческое руководство. Поэтому нельзя сказать, что традиция пресеклась полностью.

В последнее десятилетие мы были свидетелями массового возобновления обителей. Сейчас их уже более трехсот только на территории России, с каждым годом открываются новые. Это радостное, но весьма сложное явление. Совершающим паломничество по святым обителям нужно четко представлять, что они могут, и чего не могут найти в современных монастырях. Нельзя забывать, что большинство насельников нынешних монастырей — новоначальные, новички в монашеской жизни. Монахам приходится заниматься хозяйственными заботами, восстанавливать разрушенные обители — без этого невозможно. Те, кто ждет увидеть в монастыре оживших персонажей Киево-Печерского патерика или пустыннических житий, могут испытать некоторое разочарование. Но виной тому не монастыри, а неправильное представление о них. Отправляясь в паломничество, нужно быть готовыми скорее что-то дать монастырю: потрудиться на послушаниях, помочь своей усердной молитвой в храме. Тогда Господь не оставит без внимания сокровенные вопросы и чаяния пришедших. Недаром давняя монашеская мудрость гласит, что если человек приходит в чистоте сердца, то и простой священник, не наделенный особыми духовными дарами, даст ему мудрый совет. Если же человек в лукавстве вопрошает, то по лукавству своего сердца и получит ответ.

История каждой обители отразилась в ее внешнем облике. Поэтому очень важно представлять себе, как устроен монастырь в принципе, чтобы можно было сразу отличить специфические особенности каждого. В монастырский комплекс входит несколько церквей. Главная из них называется собором и бывает посвящена тому событию, которое звучит и в названии всего монастыря. Например, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Главный храм его — собор в честь Успения Божией Матери. Помимо главного храма в ограде монастыря находится еще несколько церквей. Они посвящены знаменательным церковным датам, так или иначе отразившимся в жизни обители или особо чтимым именно в этом монастыре подвижникам. Нередко один из храмов или приделов храма освящается в честь основателя монастыря, причисленного к лику святых. Практически наверняка один из храмов, имеет при себе трапезную палату, хотя в настоящее время трапеза, скорее всего, совершается в отдельном помещении. Отношение к принятию пищи в монастырях всегда было серьезное и благоговейное. Перед началом трапезы обязательно совершается молитва, во время ее нередко читаются жития святых или духовные наставления, по окончании снова следует молитва — благодарность Богу за данную пищу.

Помимо храмов на территории монастыря могут быть часовни, поклонные кресты на месте захоронений чтимых усопших. Внимательному посетителю они могут многое поведать о прошлой и нынешней истории обители. Во многих монастырях сохранились колокольни, с высоты которых видна вся окрестность и разносящийся колокольный звон зовет богомольцев на молитву. Территория монастыря, как правило, огорожена стенами — нередко мощными, по типу крепостных. Каждая из башен обычно имеет свое название, некоторые из них особо памятны в связи с историческими событиями. Помимо культовых построек, в монастыре есть "братские" или "сестринские" корпуса, где живут монахи или монахини, хозяйственные помещения.

Монастырь обычно бывает подчинен епархиальному архиерею, поэтому для организации паломничества может потребоваться его благословение. Некоторые монастыри подчиняются непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси и именуются ставропигиальными (от греч. "ставропигия" — "установление креста", в древней церкви осуществляемое Патриархом и знаменовавшее его власть). Управляет монастырем настоятель в сане архимандрита или игумена (в женском монастыре – игуменья). В обители на любое начинание требуется благословение настоятеля. За повседневной жизнью монастыря наблюдает помощник настоятеля — благочинный, финансами ведает казначей, хозяйственной жизнью — эконом. Все практические вопросы, связанные с пребыванием паломников в монастыре, по благословению настоятеля следует решать с ними.

Попадая на территорию монастыря, очень важно соблюдать установленные в обители порядки, чтобы не нарушить покой насельников и не помешать их молитве. Не случайно в русском языке есть пословица, запрещающая вторгаться "в чужой монастырь со своим уставом". Поэтому нужно обладать достаточной деликатностью, чтобы ни своим внешним видом, ни поведением не обидеть людей, живущих в монастыре и готовых оказать гостеприимство пришедшему паломнику.

Список литературы

1. Зверинский В.В. Материал для историко-географического исследования о православных монастырях в Российской империи. тт. 1 –3, СПб, 1890 – 1897.

2. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1999

3. Русская Православная Церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник. М, 2000.

4. Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999