В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная; одетая убого,
Но видом величавая Жена
Над школою надзор хранила строго.
…Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса,
Но я вникал в Ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Скорее всего, в образе Величавой Жены поэт выразил свое молитвенное переживание от созерцания Пресвятой Девы на Царскосельской иконе.
Описание Царскосельской Богоматери у Пушкина — "Меня смущала строгая краса…" — удивительно точно. Лик Богородицы — и это замечали многие — в храме то кажется светлым и умилительным, то вдруг "темнеет" и принимает строгий вид.
В 1916 году царица-мученица Александра Федоровна — супруга последнего русского императора Николая II — повелела отснять множество фотокопий Царскосельской иконы Божией Матери и распространить их среди народа и, в первую очередь, среди солдат и офицеров действующей армии. Небольшие по размерам фотоиконки освящались в Знаменской церкви. Их, как ладанку, удобно было носить на груди.
Нет, не прекратилась в стране нашей братоубийственная война. Ничему не научила русских людей новгородская драма 1170 года. Снова брат на брата пошел с оружием в руках.
Однако в Знаменский церкви даже после жестокого убийства Царской семьи по-прежнему собирались молящиеся, прося у Матери Божьей прощения за грехи и небесного заступничества. Не чудо ли это? Да, уничтожались святые храмы, рушился земной Дом Пресвятой Богородицы, но заступничество Церкви Небесной о земле Русской ни на миг не прекращалось.
Во времена гонения на Церковь икона чудесным образом избежала гибели. Правда, однажды Царскосельская икона на короткое время все-таки покинула Россию.
В августе 1941 года Царское Село (большевики переименовали его в Детское) заняли фашистские войска. Через три года немцы, отступая, вывезли с собой из Знаменской церкви чудотворную Царскосельскую икону и другие святыни.
Пропажа вскоре обнаружилась в освобожденной Риге. Немцы, второпях покидая завоеванную землю, просто-напросто забыли вынуть чудесный образ и другие святыни из отцепленного кузова машины.
Царскосельскую икону "Знамение" Божией Матери с разрешения Сталина передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. В 1948 году чудотворный образ был перенесен в церковь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Ленинградской Духовной Академии, где и находится поныне.
***
Крохотной и неприметной возле высокой семидесятиметровой надвратной колокольни с церковью преподобного Сергия Радонежского, строившейся в 1759—1785 годах, выглядит часовня у восточной крепостной стены монастыря. Белокаменная часовенка посвящена памяти монахини Досифеи (5). Может быть, тебе, дорогой читатель, ничего это имя не говорит. А ведь два века назад о матушке Досифее знала вся Россия…
Инокиня, в честь которой возведена часовня, родилась от тайного, хотя и законного брака графа Алексея Разумовского и императрицы Елизаветы Петровны. Девочку нарекли Августой. Но царской дочери, о красоте которой вскоре стали слагать легенды, и мечтать о престоле строго запрещалось. Ей даже пришлось сменить фамилию. Дитя неравного брака — Августа — взяла фамилию племянника Алексея Разумовского — Дараган. Переделанная на русский лад ее фамилия зазвучала совсем не по-княжески — Тараканова.
Пришедшая к власти Екатерина Вторая невзлюбила молодую принцессу, невольно, самим своим существованием претендующую на престол. Императрица велела дочери Елизаветы Петровны покинуть Россию, что и было исполнено далекой от политических и придворных интриг Августой.
Однако императрица совершила ошибку, которая могла стать для нее роковой. За границей нашлись другие охотники на русский престол. Сначала в Париже, потом в Венеции объявилась некая особа, открыто называвшая себя дочерью Елизаветы Петровны. В России запрещенное имя самозванки у многих не сходило с уст. О таинственной принцессе слагались легенды. Говорили, что в детстве ее вывезли к границе с Персией, потом будто под чужим именем жила она в Киле, Берлине, Лондоне. В Париже именовалась принцессой Азовской. В Рагузе — принцессой Пинненберг…
Удивительные события происходили тогда в Русской империи! За Волгой некий Емельян Пугачев присвоил имя давно похороненного императора Петра III. В Италии громко заявляла о себе дочь государыни Елизаветы… "Таракановщина" пахла смутой.
Императрицу выручил граф Алексей Орлов, герой Чесменской битвы. Именно ему удалось в итальянском Ливорно найти претендентку, влюбить ее в себя, очаровав до такой степени, что доверившаяся ему девушка согласилась обвенчаться с графом. Ради церковного таинства самозванка взошла на палубу флагманского корабля эскадры русского адмирала Грейга, стоявшего возле берега солнечной Италии.
…Мнимую княжну Тараканову заперли в корабельном трюме и под бдительным оком благополучно доставили в Кронштадт.
В холодном и мрачном Алексеевском равелине 4 декабря 1775 года умерла от чахотки принцесса-самозванка, до последней минуты выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны.
Вскоре тот же Алексей Орлов привез в Россию и подлинную княжну Тараканову. Императрица Екатерина встретила принцессу Августу ласково, но объявила ей, что для блага России она должна уйти в монастырь. Дочери Разумовского и Елизаветы Петровны нашли подходящую обитель — московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь на Кулишках. В монастырь принцессу привезли в закрытой карете с опущенными занавесками в сопровождении конной охраны.
Августа приняла монашество с именем Досифея. Солдаты-часовые никого не подпускали к дверям и окнам молодой инокини, полюбившей в монастыре духовное чтение и молитву. Даже в церкви ей позволялось находиться только ночью. И лишь после смерти императрицы Екатерины II инокине Досифеи дозволили встречаться с прихожанами. У монахини обнаружился даже дар прозорливости. Юным братьям Тимофею и Ионе Путиловым она предсказала монашеский путь. Тимофей Путилов (он же преподобный Моисей Оптинский) стал архимандритом Оптиной пустыни, а брат его, Иона — игуменом Саровской пустыни.
Инокиня Досифея скончалась 4 февраля 1810 года. Согласно завещанию, ее похоронили в Новоспасском монастыре, где и по сей день покоится ее прах в усыпальнице венценосного рода Романовых.
***
Почти весь восемнадцатый век Россия, да и вся Европа с подобострастьем взирали на горделивую Францию. Восемнадцатый век, названный в истории "французским", — век преклонения пред западной философией, литературой, культурой. В знатных домах и гостиных разучились говорить по-русски — всюду звучала галльская речь. И это, несмотря на то, что с годами Франция, задававшая европейскую моду, все дальше откатывались от христианской веры и любви. "Раздавите гадину", — шипел на Церковь французский безбожник Вольтер. Вместо того, чтобы щелкнуть выскочку по носу, с Вольтером вели переписку многие европейские монархи. Россия, к сожалению, не была исключением. За что и наказал ее Господь нашествием "галлов и дванадесяти язык".
Однако в жестокий час испытаний народ российский смахнул с очей очарование Западом. Десятки, сотни тысяч героев прославила священная Отечественная война 1812 года.
В самом начале сентября в Новоспасский монастырь нагрянули французы. Тайники с сокровищами им подавай! Наместника Никодима искололи саблями, отпустив едва живого, но так и не добившись признания. Зато священника Петра Вельяминова умучили смертью лютою возле дверей храма. Свежую могилу мученика трижды алчные безумцы раскапывали в поисках драгоценностей. И трижды в земле находили лишь жертву сребролюбия и злобы.
Вот каковы они, "просвещенные" злодеи! После убийства отца Петра даже у самых ревнивых поклонников Запада мозги повернулись в нужную сторону. Не культуру и просвещение несут на штыках французские гренадеры, а ужас и смерть.
…Туго пришлось Новоспасскому монастырю и в минувшем ХХ веке, самом кровавом в истории России. В 1918 году монахов выдворили из родной обители. А осенью того же года монастырь стал тюрьмой. В густо населенный барак превратился храм Знамения Пресвятой Богородицы…
Церковь хранит память о всех убиенных и замученных новоспасских пастырях. На Архиерейском Соборе в 2000 году прославлены в лики святых священномученики епископ Макарий (Гневушев) и архиепископ Могилевский Павлин (Крошечкин) — настоятель монастыря в 1920–1921 годах.
В 1930-е годы, когда намоленные здания обители присвоило хозяйственное управление НКВД, здесь, за высокими крепостными стенами расстреливали несчастных людей, неугодных власти. Палачи хоронили убитых в монастырской земле по ночам, надеясь остаться незамеченными…Часто обреченных на смерть привозили якобы для санобработки в Знаменский храм, и там же расстреливали.
Знаменский храм, стоящий над фамильной усыпальницей Шереметевых, наверное, более других пострадал. Лишь в 1967 году он перестал использоваться как медвытрезвитель...
Безумные вожди безбожной власти обещали в коммунистической стране "показать по телевизору в 1980 году последнего священника"…
И где теперь вожди? И что-то коммунизма не видать!
А Русь встает из пепла, звоня во все колокола, безудержно радуясь своему воскрешению!
Примечания
1. В 1498 году в Новоспасском монастыре погребен один из предков бояр Романовых, Василий Юрьевич Захарьин. А в начале XVII века — Василий, Александр, Михаил Романовы, сосланные подозрительным Борисом Годуновым в дальние ссылки и скончавшиеся вдали от Москвы.
2. Преподобный Роман Сладкопевец (VI в.) — дьякон Софийского храма в Константинополе. Сподобился видеть Пресвятую Богородицу, после чего, не обученный книжной и музыкальной грамоте, написал многие церковные песнопения.
3. Нерукотворный образ, т.е. не руками писанный, оставил Христос Спаситель на полотенце после омовения в реке Иордане. По преданию, сирийский царь Авгарь исцелился, как только взглянул на Нерукотворный Лик Спасителя.
4. В 1640 году вятская икона сопровождала полк князя А.Ю. Долгорукого в походе против Степана Разина.
5. Часовня была возведена над могилой старицы Досифеи в 1908 году. В недавнее время останки монахини Досифеи перенесены в подклет Спасо-Преображенского собора.