Смекни!
smekni.com

Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре (стр. 1 из 2)

Ананичев А. С.

Крестьянская площадь, 10. Так на карте Москвы помечен знаменитый Новоспасский монастырь, расположенный на юго-востоке города, на левом берегу Москвы-реки. Главный вход в монастырь — с Крестьянской площади…

Крест, крестьянин… А корень у этих слов — один. Да, русский человек, живущий вдали от суетного города, окрестил себя крестьянином. Крестьянин — значит, несущий свой крест. Найдите еще такой народ в мире, который называл бы себя в честь Креста Господня! В служении Богу, в несении креста — тяжкого и спасительного — видел русский народ смысл жизни.

Сбросив с плеч тягостный и благодатный крест, человек теряет имя Христово. Был крестьянином, стал пролетарием. До сих пор станция метро возле Новоспасского монастыря носит это перелетное название — "Пролетарская"...

В конце XIII века святой князь Даниил Московский основал величественный монастырь, освященный в честь имени Спасителя. Правда, находился тогда он в другом месте — там, где нынче находится Свято-Данилов монастырь. Сын святого Даниила Иван Калита велел монахам в 1330 году покинуть прежнюю обитель и обустроиться в новом месте — на Боровицком холме Кремля.

Полтора столетия минуло с тех пор. Москва стала одеваться в камень, заменяя прежние деревянные церкви и терема. По велению Великого князя Иоанна Ш в 1490 году Спасский монастырь перенесли из обновляющегося Кремля на так называемый Васильевский стан, возле высокого берега реки Москвы. С тех самых пор монастырь окрестили Спасом на Новом (месте) или Новоспасским.

Страдал монастырь-крепость за долгие века от пожаров и гражданской смуты, набегов иноплеменных. Но всегда оживал, преображался, становясь могущественнее и краше, наперекор врагам Православия. Не потому ли главный храм монастыря назван в честь Преображения Христова?

Напротив входа в главные монастырские врата возвышается Преображенский храм, построенный по велению царя Михаила Федоровича на месте прежнего, заложенного еще в конце XV века. Старый собор был и приземистее, и меньше. А царю хотелось, чтобы под сводами его в обширной подземной усыпальнице покоились тела "царских пресветлых родителей", знатных бояр и князей рода Романовых (1).

Огромный Преображенский собор начали строить в 1645 году, а последний камень уложили уже через два года. 19 сентября 1647 года патриархом Иоасафом храм, внешне и внутренне напоминающий Успенский собор Московского Кремля, был торжественно освящен.

Чтобы подняться в Преображенский храм, нужно преодолеть 17 чугунных ступеней. Да, стоит Преображенский собор на высоком фундаменте, скрывая внутри себя обширный подземный склеп, в котором уже в 1687 году находилось 70 захоронений царских прародителей. К сожалению, во время французского нашествия и в ХХ веке гробницы были разорены и осквернены. Но не так давно в подземной усыпальнице восстановлен и освящен храм преподобного Романа Сладкопевца (2), собирающий прихожан для ранней Литургии.

Последним из рода Романовых, погребенных в усыпальнице, стал Великий князь Сергей Александрович. Убитый террористом Каляевым еще в начале ХХ века, Великий князь был похоронен в Чудовом монастыре Кремля. Останки генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича в 1995 году торжественно перенесли в Новоспасскую обитель. Неподалеку от храма установлен Крест-памятник убиенному князю.

Высокая паперть Преображенского храма сохранила древние росписи. Прежде никогда не приходилось встречать в храмах изображения греческих философов и писателей. А здесь — вот они: Гомер, Солон, Платон, Аристотель… со свитками в руках, на которых выписаны какие-то изречения. С чего бы это их запечатлел кистью древний живописец? Митрополит Московский Филарет, недолго в начале XIX века руководивший обителью, говорил по этому поводу: "Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма".

В притворе Преображенского собора — заметное оживление. Православные христиане, совершив акафистное чтение перед Богородничей иконой, по очереди подходят к заветному образу Матери Божьей с Младенцем на руках, касаются образа губами. Икона увешана драгоценными камнями, цепочками, крестиками, браслетами. Сомнения нет, что она чудотворная.

В Новоспасский монастырь этот дивный образ "Всецарицы" привезли в 1997 году со Святой горы Афон. Он в точности списан с чудотворной древней иконы Ватопедского монастыря. Доска для новой иконы освящалась святой водой, освящались краски, а сам образ писался после долгих молитв всей братии Афонской обители. Считается, и есть тому тысячи свидетельств, что образ "Всецарицы" особенно помогает болящим раковыми заболеваниями.

И до наших дней сохранился в Преображенском соборе пятиярусный иконостас XVII века, уцелели настенные росписи. Сто лет назад справа от Царских врат находился в иконостасе чудесный Нерукотворный образ Спасителя (3), перенесенный в Москву из северной Вятки в 1647 году (4). Теперь вместо утерянного образа висит копия.

Храм увенчивают пять мощных куполов, образующих форму гигантского креста. Главный вызолоченный купол символизирует Христа, четыре вокруг — святых Апостолов и евангелистов Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

Преображенский храм соединен общей папертью с Покровским, строившимся три года — с 1673 года по 1675…

Перед самым входом в Покровскую церковь мы непременно заметим значительный по размерам образ Пресвятой Богородицы "Знамение". И это не случайно — ведь с северо-западной стены к Покровскому храму примыкает собор в честь иконы Божьей Матери "Знамение", возведенный в самом конце XVIII века — с 1791 года по 1795. Нелишне напомнить, что Знаменская икона с XVII века считалась келейным образом дома Романовых. Почему? Об этом наш рассказ.

***

Не раз на Руси брат шел на брата. Скорбела оттого мать-земля Русская, печалилась Заступница Небесная — Пресвятая Богородица. Ведь омофор Ее благодатный, покров чудесный только тогда укрывает землю от напастей и бед, когда ладят между собой русские люди. А когда они за ножи да топоры хватаются, силою отстаивая свою зыбкую правоту, за кого же Матери Божьей молиться и кого спасать под благодатным покровом?

Зимою 1170 года огромное русское войско во главе с князем суздальским Мстиславом окружило древний город Новгород. Не мог Мстислав смириться с тем, что Новгород живет, точно отдельное государство, назначает и смещает князей, называет себя вольным и великим.

Жители Новгорода стали просить Бога о помощи. Новгородские храмы не затворялись ни днем, ни ночью. Пение церковное смешивалось под сводами намоленных церквей с плачем народным.

И вдруг архиепископ новгородский Иоанн слышит в ночной церкви голос от иконы:

— Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, возьми там образ Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение Новгорода.

На другое утро образ Царицы Небесной торжественно с пением и молитвами перенесли священнослужители на крепостную стену, Ликом обратив к нападавшим.

Воины Мстислава, словно обезумев, пустили в образ Богородицы сотни стрел. Одна из них ранила священный Лик. И тогда совершилось новое чудо — икона повернулась к Новгороду, и из очей Богородицы потекли слезы.

За надругательство над святынею и жестокосердие наказала Царица Небесная войско князя Мстислава. Стали вдруг воины стрелять в самих себя. А новгородцы, ободренные чудным знамением, исходившим от иконы Богородицы, отворили городские ворота и бросились на нападавших.

Многих воинов князя Мстислава удалось им тогда пленить. А те, кто спасся бегством, не могли найти себе окрест ни крова, ни пропитания, потому что сами пожгли все дома вокруг и разогнали жителей.

Как же выглядел чудотворный новгородский образ? Богоматерь на иконе изображена с молитвенно поднятыми руками. Впереди Ее — Божественный Младенец. Левой рукой Младенец Иисус сжимает свиток, а десницей благословляет всех молящихся. На новгородской иконе над левым оком Пресвятой Богородицы сохранился след от роковой стрелы.

Такой древний иконографический тип икон именуется "Оранта", то есть Молящаяся. Этот священный образ Богоматери символизирует Церковь, за которую Небесная Владычица возносит к Престолу Вседержителя молитвы за род христианский.

В Греции иконы Богородицы типа "Оранта" обычно знаменовали Рождество Христово. Причиной тому служили слова пророка Исаии: "Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил" (Ис. 7,14). И только в России подобные иконы стали называться "Знамением", что означает явленный знак милости Богоматери.

Среди самых почитаемых икон "Знамение" Пресвятой Богородицы — Царскосельский образ. В апреле 1653 года эта большая деревянная икона: в длину — 1 аршин и 15 вершков (138 сантиметров), а в ширину — 1 аршин и 8 вершков (107 сантиметров) украсила келейную комнату царя Алексея Михайловича. Привез икону "Знамение" в Москву Константинопольский патриарх Афанасий.

Около ста лет перед иконой служились молебны о даровании Божьих милостях Российской державе и о здоровье Царской семьи.

В 1747 году дочь императора Петра Первого Елизавета перенесла икону в Знаменскую церковь Царского Села ближе к Санкт-Петербургу. Сделавшись императрицей, Елизавета Петровна издала манифест о своем восшествии на Престол 27 ноября (10 декабря). То есть в тот самый день, когда Церковь отмечает праздник иконы "Знамения" Божией Матери.

Икону, названную с тех пор Царскосельской, поместили в верхнем ряду иконостаса над образом Тайной Вечери. После многочисленных чудес жители Царского Села упросили императора Николая Павловича поместить икону внизу храма, за правым клиросом, чтобы все богомольцы могли приложиться к чудесному образу и возжечь перед ним свечи.

Не образ ли Богородицы "Знамение" нашептал Александру Сергеевичу Пушкину, учившемуся в стенах Царскосельского лицея и не раз стоявшего перед чудесным образом, стихи?