Смекни!
smekni.com

Восставший из небытия. Рассказ о Высоко-Петровском монастыре (стр. 1 из 2)

Ананичев А. С.

Все в этом мире когда-нибудь закончится. Даже солнце потемнеет однажды, и звезды с небес упадут. Признаки последних времен волнуют человечество, но не делают его мудрее. По-прежнему, только с еще большим ожесточением в разных частях света ведутся войны, гремят разрушительные взрывы, бездумно выкачиваются богатства из земного чрева. Почему так жесток человек? Да потому, что все дальше отходит он от Бога, блуждает в потемках на радость дьяволу, забывая о том, что призвали-то его к жизни ради Царствия Небесного! Но Господь перед Своим славным Воскресением пообещал ученикам: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18). И пока на святых престолах в алтарях Божьих церквей совершается бескровная Жертва, каждому из живущих на земле еще дана возможность покаяться и спастись.

Даже самому искушенному мечтателю в конце ХХ века и в радужных снах не могло присниться, что почти до основания разрушенный монастырь, расположенный на пересечении улицы Петровки с бульварным кольцом, вскоре восстанет из руин и начнет собирать прихожан на молитву. Но это совершилось! Словно Лазарь четверодневный, встает из гроба Высоко-Петровский монастырь. По молитвам Церкви и благочестивой паствы оживает монастырь, выходя на служение, пеленами погребальными обвитый…

Воистину, никакая сила адова не способна поколебать устроения Божьего! Все творится в мире по слову Христову…

Много славных дел совершил при жизни своей святой митрополит Московский Петр. Еще до того, как перенес мудрый пастырь Христов первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву, он основал к северо-востоку от Кремля монастырь (1). И главный деревянный храм в новом монастыре, расположенном на возвышенном берегу реки Неглинной, освятил митрополит Петр во имя святых апостолов Петра и Павла. Конечно, посвящение выбрал он не случайно, ведь его небесным покровителем был славный апостол Петр.

Святость жизни митрополита Петра не вызывала сомнения у современников. Собор русских архиереев, собравшийся во Владимире через считанные месяцы после кончины первосвятителя, причислил митрополита Петра к лику святых.

Великий князь Московский Иван Данилович Калита высоко почитал светлую память своего духовного наставника. И вот после очередного пожара, случавшихся в те времена в деревянной Москве весьма часто, по княжескому повелению, главный храм в новой обители переосвятили во имя митрополита Петра. Вот почему еще при Великом князе Иване Калите монастырь на Неглинной нарекли Петровским. А, спустя чуть более два века, — Высоко-Петровским.

В 1514–1517 годах, по указанию Великого князя Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый (Аловизио Ламберти ди Монтаньяно) вместо деревянного построил на монастырской земле каменный храм во имя Петра, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Покрытый шапкой купола, собор в Высоко-Петровском монастыре стал родоначальником многих подобных столпообразных храмов. Основательный, крепко сложенный из красного кирпича, храм напоминает ковчег, добротно сколоченный праведным Ноем для плавания по волнам вечно меняющегося суетного мира.

Нынче в этом храме по четвергам читается акафист основателю Высоко-Петровского монастыря, первому московскому святому — святителю Петру.

Двухъярусный иконостас в обновленном соборе расписали в 2002 году. Стенные росписи, словно страницы из жития, рассказывают нам о святом и праведном жизненном пути первосвятителя Петра. Одна из фресок посвящена событиям наших дней. Значение ее символично: святитель Петр передает посох Предстоятелю Русской Православной Церкви патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В свою очередь, из рук Святейшего митрополит-чудотворец принимает восстановленный и освященный собор в честь своего имени.

В XVII веке частым гостем Петровского монастыря стал государь Алексий Михайлович, прозванный в народе Тишайшим. После кончины первой супруги, Марии Ильиничны из рода Милославских, пожаловал государь монастырю богослужебную книгу — Постную Триодь — для вечного поминовения рабы Божьей Марии.

Умершая супруга подарила государю 13 детей: пять мальчиков, из которых в живых остались царевичи Федор и Иван, и восемь девочек, одна из них — царевна Софья Алексеевна. От второго брака — с Натальей Кирилловной Нарышкиной — у царя родилось еще трое детей. Один из них, царевич Петр, вошел в историю под именем великого царя-реформатора.

В те далекие годы усадьба Нарышкиных вплотную примыкала к южной стене Высоко-Петровской обители. Ни одной праздничной и воскресной службы не пропускали родовитые бояре в намоленных храмах монастыря. Глубоко почитали Нарышкины память первого святителя Московского и его святого покровителя — апостола Петра. Вот почему первенца Натальи Кирилловны, крещенного в Чудовом монастыре Кремля в день памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня, нарекли именем Петр.

На радостях дед царевича Петра, Кирилл Полуэктович Нарышкин, подарил Высоко-Петровскому монастырю собственную усадьбу. И монастырская территория увеличилась почти вдвое!

Между рожденными от разных матерей Софьей и Петром разыгралась нешуточная борьба за престол. От исхода ее зависело, по какому пути направится Русь. Победил Петр. И русская птица-тройка, сломя голову, полетела, повинуясь жесткой руке царственного возничего, на Запад.

Николай Карамзин, оценивая великие дела императора Петра, писал, спустя чуть более столетия, в знаменитой многотомной истории Государства Российского: "Петр велик без сомнения… Но искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце… Деды наши, уже в царствование Михаила и сына его, присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, оставались в мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство… Мы называли всех европейцев неверными, теперь называем братьями; спрашиваю: кому легче было покорить Россию — неверным или братьям?.. Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России…"

Последние годы XVII века стали особенно счастливыми для Высоко-Петровского монастыря. По Указу царя, деревянные постройки спешно разбирались, а вместо них строились добротные каменные здания и новые храмы. Один из них — храм в честь Боголюбской иконы Божьей Матери, что возвышается по левую руку от главного входа в монастырь.

Пять темных куполов на тонких лебяжьих шеях увенчивают храм с примыкающей к нему Трапезной. Именно храм в честь иконы Матери Божьей Боголюбской, возведенный в 1684–1686 годах, стал первым на Руси, построенным в стиле "нарышкинского" или "московского" барокко.

"Барокко" — слово португальское, означает в переводе на русский "жемчужина неправильной формы". Правда "московское" барокко не такое броское и вычурное, как, например, в странах Западной Европы. Но весьма символично, что уже в юные годы императора Петра I появляются на Руси храмы нового архитектурного стиля.

Боголюбский храм царевич Петр повелел заложить в честь подаренной ему в 1684 году иконы — точного списка с чудотворного образа. Пресвятая Богородица на ней изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левой указуя на небо. Именно такой увидел Богородицу неподалеку от города Владимира святой князь-мученик Андрей Боголюбский, построивший на месте явления иконы монастырь.

В Трапезной части храма в конце XVII — начале XVIII веков погребено 18 родственников царя Петра I из рода Нарышкиных, в том числе — его дед Кирилл Полуэктович и бабушка Анна Леонтьевна из рода Леонтьевых. В конце XVIII века возле юго-западных стен храма московские каменщики сложили усыпальницу, куда вскоре легли под тяжелые мраморные плиты три представителя из рода Нарышкиных. Однако все каменные надгробия и останки бояр Нарышкиных выбросили из храма и усыпальницы советские гробокопатели. Гробницы, оказывается, мешали им обновить под крышей собора мастерскую по ремонту моторов для тракторов и комбайнов!

Храм в честь Боголюбской иконы Матери Божьей стал последней церковью в монастыре, отобранной у верующих. Случилось это печальное событие в 1929 году.

В Петровском монастыре хочется прикоснуться щекою к древним храмовым стенам, погладить ладонями уцелевшие священные камни, послушать тяжелое неторопливое дыхание истории. А еще алчет душа взлететь, подняться по широкой лестнице, ведущей прихожан и гостей монастыря в величественный храм, увенчанный пятью зелеными куполами. Трижды перекрестим чело и войдем под своды церкви, названной в честь преподобного Сергия Радонежского.

В честь Радонежского чудотворца назван храм не случайно. Юный царевич Петр дважды спасался за неприступными стенами священной обители преподобного Сергия: в 1682 году — во время бунта стрелецкого бунта и спустя семь лет…

Летом 1689 года царевич примчался в Троицу на взмыленном коне. Лицо его перекосилось от ужаса, плечо вздрагивало от нервной дрожи. Московские стрельцы вновь задумали наказать выскочек-Нарышкиных, собрались ночью возле Кремлевских стен, ожидая от царевны Софьи только одобрительного слова, чтобы выступить в Преображенское село и учинить расправу. Но царевна Софья пожалела брата, не стала проливать царственную кровь. Поднявшись с колен после долгой молитвы, она прорекла стоявшему за ее спиной главе стрелецкого войска Шакловитому: "Боязно отважиться на это…" И стрельцам было велено расходиться.

Вслед за Петром в Троицкий монастырь спокойно добрались мать Петра Наталья Кирилловна, невестка Евдокия Федоровна, потешные войска… В монастыре преподобного Сергия, где юный царевич Петр впервые ощутил себя самодержцем, решилась судьба Отечества. Софья дрогнула. Петр стал царем.

Меньше четырех лет (1690–1693) строился храм, поделивший монастырь на два двора: северный и южный. Внутри по форме и размерам храм, почти полностью восстановленный в наше время, напоминает обширную Трапезную в обители преподобного Сергия. Возле северной стены — деревянная сень с частицами мощей преподобного Сергия.