Смекни!
smekni.com

“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного (стр. 1 из 3)

М.А.Буланакова

В английском обществе XVII века широкое хождение имели литературные сочинения в жанре наставлений или нравоучительных советов. Зачастую они были адресованы женской аудитории. Подобная нормативная литература являлась не только развлекательным чтением для благородных девиц, но во многом способствовала развитию стереотипов социального поведения. Являясь питательной средой для формирования нормативно-ценностных представлений современников, литературная традиция в жанре наставлений отражала все наиболее значимые перемены в состоянии общества.

Однако, изучая тексты нравоучительных трактатов, крайне сложно установить цепочку взаимовлияния теоретических рассуждений их составителей и повседневной практики современников. Значение “нормативных” сочинений кроется в возможности анализа индивидуальных проявлений в поведении современниц, нетипичных для патриархальной системы вариантов социальной активности женщин.

Сопоставление нормативных текстов и фактов повседневной жизни благородных женщин открывает возможность более детально представить характер противоречивости социального статуса знатной дамы в английском обществе XVII века. Обширную информацию о повседневной практике английских леди представляют так называемые женские тексты: литературные произведения, сочинения эпистолярного жанра, дневники и мемуары, автобиографии, философские трактаты, как правило принадлежавшие перу представительниц благородных сословий. При сопоставлении “нормативных ” сюжетов и сведений о реальном опыте современниц, запечатленном в этих текстах, можно уловить черты женской индивидуальности и, одновременно с этим, выделить наиболее яркие стереотипы в восприятии женщины, распространению которых среди дворян и благородной городской публики отчасти и способствовала литература в жанре наставлений.

Реформационная идеология предусматривала духовное равенство мужчины и женщины, возможность индивидуального прочтения Священного Писания. Критическое отношение к высказываниям св. Павла о неполноценности женщины, ее подчиненности мужчине свидетельствовало о значительной динамике в восприятии женщины обществом, эволюции оценок ее индивидуальности. Подобные изменения стимулировали оформление новых норм духовного и светского воспитания девушек, складывание церковных стандартов и образцов женского поведения в различных сферах жизни общества.

“Позволь мне рекомендовать для тебя способ правильного существования, который никогда не оскудеет. Скажу об этом кратко: умей различать и практиковать добродетель”1 . Этим обращением автор нормативного трактата “Новогодний подарок для благородных дам, или Совет Дочери” (“Совет”) завершает свои размышления о сложности выбора истинной религии, религии, которая защищает, освобождает и приводит к спасению. Указанное сочинение было написано во второй половине XVII века, а в 1699 году трактат был переиздан уже шестой раз. Подобную популярность жанра наставлений, к которому, несомненно, относится “Совет”, возможно объяснить стремлением общества к установлению норм социальной активности полов и закреплению определенного типа гендерных отношений.

В “Совете” добродетельный Отец и Наставник, как именует себя автор, выражает желание составить краткое руководство для дочери, с целью предупредить возможные ошибки и заблуждения молодой леди. “Столь рано взрослеющий разум требует к себе пристального внимания и управления при помощи определенных правил, сходных с тем средством, которое использует садовник для защиты цветов от воздействия сильного ветра”2 . Уже в первых строках “Совета” прослеживается стремление автора подчеркнуть самостоятельность духовного развития, выделить индивидуальность дочери. Добродетельный отец учитывает возможность неприятия его советов и даже необходимость внутреннего противодействия наставлениям в том случае, когда безгранично господствует авторитет и нет возможности самостоятельного выбора. Однако поведение дочери будет оцениваться положительно лишь в том случае, когда девушка будет следовать предложенному образцу3 . Таким образом, литературные сочинения в жанре наставлений выступали своеобразным проводником нормативных представлений общества о духовном развитии женщины и ее социальном образе в целом. Предлагая молодой девушке возможность духовного выбора, трактаты подобного рода утверждали необходимость следования господствующим церковным стандартам.

Советы и наставления отца охватывают все значительные сферы жизни благородной девицы XVII века. “Совет” включает несколько глав, для краткости обозначенных ключевыми словами: религия, муж, дом, семья и дети, дружеские , развлечения и др. Первый же предмет, достойный внимания и обсуждения, — религия. Такой акцент не случаен. Действительно, наиболее доступной и социально признанной сферой самовыражения женщины в английском обществе XVII века являлся мир религиозного благочестия и набожности. Историк Сара Мендельсон называет религиозность особым талантом женского пола4 . Более того, для широкого круга женщин мир религиозного благочестия являлся сферой социализации, характерным способом восприятия собственного жизненного опыта сквозь призму текстов Священного Писания. В системе патриархальных отношений религия являлась наиболее привлекательной и, одновременно с этим, контролируемой сферой социальной активности женщин.

“Совет” раскрывает наиболее общие представления о женской религиозности, соответствующие идеалам патриархальной системы. Лишь в нескольких отрывках трактата благородные дамы служат образчиком демонстративной и, в силу этого, бесполезной религиозности. Однако данные примеры не имеют персонифицированных характеристик и, с другой стороны, не носят обобщающего характера: речь идет о некоторых леди, чей добродетельный образ пришел в упадок. “Некоторые Леди так чрезмерно волнуются в церкви, что могли бы поклясться, что такое беспокойство им внушает червь собственной совести. Другие, напротив, бессмысленно изображают благопристойность, не имея об этом ни малейшего представления. Исключительно забавно смотреть на противоречивое выражение их лиц. Неестественная смесь благочестивого сверкания глаз и маниакального блеска даже прекрасные образы делает забавными..”5 . Истинная религиозность — это показатель и проявление добродетельной жизни. Приблизиться к истинной набожности можно путем отказа от страстей. При этом освобождение от страстей приводит не к бестолковому равнодушию, а к женской покорности, которая не сковывает в движениях и подобна просторным одеждам.6 Особое значение для становления добродетельной жизни играет чтение религиозной литературы. Лучшие книги могут стать достаточным руководством, а чтение многотомных исследований истины не обязательно для женщины.

Основная цель нормативных установлений — предупредить заблуждения и ошибки, которые может совершить молодая девушка, делая свой религиозный выбор. “Совет” служит практическим руководством в распознавании истинной религии.

Противоречивая религиозная атмосфера в Англии XVII века ярко проявляется на страницах “Совета”. Автор выступает последовательным сторонником англиканской традиции. Он не называет открыто своих оппонентов, но в наставлениях дочери дает им подробную описательную характеристику. Все, что связано с сектантской традицией, лежит вне сферы истинной религии, поэтому в трактате особо подвергается критике религиозность, конфликтующая с народными верованиями, разоблачается агрессивность сектантской идеологии7 .

Психологический экскурс позволяет автору указать дочери на те качества характера, которые способны разрушить и извратить истинную набожность. Упадок истинной религиозности происходит тогда, когда люди действуют во имя собственных интересов, прикрываясь чувством религиозного долга, а также позволяют доминировать личному нраву и страстям в вопросах веры. Так, холерик непреклонно суров с тем, кто противоречит ему во взглядах. Он признает агрессивность божественной добродетелью и далек от понимания природной болезненности своего религиозного порыва. Меланхолики и флегматики связывают свои представления о набожности с замкнутым и суровым образом жизни, выступают против невинных развлечений жизни, привнося во все сферы жизни характерные запреты8 . Избежать подобных отклонений можно лишь опираясь на понятия нравственности и признания врожденного единства религии и природы. Настоящая религия не выступает против нашей природы, а облегчает груз страстей и ошибок, которые совершает человек. Настоящая религия прочно объединена с добродетелью и намерена всегда действовать при помощи доброго нрава. Религия не нуждается в аргументах в свою пользу, заимствованных вне ее самой.

Практические рекомендации для молодой леди о том, как соответствовать идеалам истинной набожности, указывают на необходимость познания религии разумом. После чего следует воспринять ее сердцем, научиться распознавать искренность и обман, а все сокровенное сохранять лишь для себя самой. В обществе следует быть тихой и смиренной, не следует поддаваться легкомыслию и крайностям 9 .

Неоднократно добродетельный отец указывает на необходимость искреннего признания религии, в противном случае набожность будет мало результативна. А беспокойства, страдания, неприятности, душевные передряги будут неотступно преследовать, являясь прямым доказательством того, что избранный путь не соответствует образцам истинной религиозности.

Рассуждения и наставления автора отражают общие изменения в восприятии религии в английском обществе XVII века. В этот период, по словам Кейта Томаса, религия как система укоренившихся обрядов уступала путь религии, стремившейся к подчинению индивидуальной жизни нормам Божественного Писания 10. В этих условиях женская религиозность проявлялась в соблюдении фиксированных норм поведения, следовании социально приемлемым образцам добродетели. Одновременно женская набожность трактовалась как умение выявить ложную религиозную идею и искренне принять настоящую религию. В связи с этим религиозность, в нормативном толковании, — есть образ жизни и критерий добродетельного существования.