Смекни!
smekni.com

Культура Китая (стр. 2 из 3)

Даосизм.Основателем даосизма был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, ЛаоДань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личностивызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - этоневидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все,оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Даовзаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела.они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, началоему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным ЧжанЛином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становитсягосударственной религией, затем распадается на множество сект и направлений.Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшегогосударственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии,то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения,даосизм осуждает войну.

Моизм.

Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви,требование решать все конфликты мирными средствами и т.п.

Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвениемличного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист срадостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сыназа зло, содеянное постороннему.

Легизм.

Легизм - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI - III вв дон.э. В центре внимания легизма - проблема управления государством. Легистысчитали что политика не совместима с моралью и главные средства управления -поощрение и наказание, причем последних должно быть намного больше. Легистыразработали концепцию деспотического государства, где все равны перед законом.Единственное исключение - это правитель, являющийся творцом законов.Виднейшие представители легизма - это Шан Ян, Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй, ШэньБухай и Хай Фэй. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс слияния легизма сконфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм прекращает своесамостоятельное существование.

Однако в Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм.В I в. в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает особогопризнания, с V в. начинается проникновение буддизма в форме махаяны. Егоширокому распространению способствовало то, что буддизм допускает неограниченноерасширение своего пантеона за счет включения в него местных богов, а для махаяныхарактерно еще и то, что местные божества сливаются при этом с персонажамибуддийской мифологии. Так, например, очень популярная в Китае богиня милосердияГуань-инь стала считаться аватарой будды Авалокетешвары. Таким образом, напротяжении всего Средневековья в Китае сосуществуют три религии - конфуцианство,даосизм и буддизм; их называли «три истины». Подавляющее большинство верующихвыполняют обряды всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнаниязлых духов чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов- буддийских.

В VI - IX вв. в Китай проникает зороастризм и манихейство. С X в. начинаетсяпроникновение в Китай ислама (в настоящее время число приверженцев его доходитдо нескольких миллионов). Проникло в Китай и христианство, но точное время егопоявления установить трудно, и широкого распространения оно не имеет.

Средневековая философия в Китае развивается в основном в русле конфуцианства,даосизма и буддизма. Периодом расцвета философской мысли можно считать эпохуСун. В этот период развивается метафизика конфуцианства. Центральной проблемой,вокруг которой шла особенно напряженная борьба между различными школами, былапроблема соотношения идеального закона (ли) и материального первоначала (ци). Вэту же эпоху разрабатываются такие понятия, как «Великий предел», «Великаягармония» и др.

Уникальна, также, история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты,гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире,относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь,и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и расположению образовавшихсятрещин.

Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а сначала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки,скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такойпланке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книгаимела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали применять в качествематериала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. китайцыизобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Ужена бамбуковых планках ( а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью киститушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров.Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» сталометафорой для обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовалоунификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайскойграфики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворнымисториографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Затем в эпоху Цинь и Ханьпроисходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартногостиля письма - «кайшу» (уставное письмо), которое сохранилось вплоть до реформыкитайской письменности в 1956 - 1959 гг. В иероглифическом письме всегдаиспользуется большое количество знаков. Для чтения книг конфуцианского канонанеобходимо знать около 10 000 иероглифов. В современных китайских словаряхсодержится порядка 100 000 иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописныеполотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всейЮго-Восточной Азии.

Не менее интересна и литература Китая. Древнейшая дошедшая до нас библиографиякитайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В своей работе«описание искусств и словестности» (являющейся частью его же «Истории династииХань»), он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философскиекниги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке, книгипо астрологии, медицинские книги.

Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними дошедшимидо нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные вШицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»). Шицзин - это древнейшее вКитае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н.э. В конце I тыс.до н.э. в Китаэ развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни ипоэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены дляскандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу)являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн.

Из прозаиеских сочинений (кроме философских трактатов) необходимо особо отметитьисторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанржизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии» Сыма Цяня (IIв. до н.э.), повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I -II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые «малые(пустячные) речения» - уличные рассказы, которые специально записывались особымичиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа.Эти рассказы практически не сохранились.

Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокаяоценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что вгосударственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередьзнание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказалирелигиознае идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенночань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме такназываемых «рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китаевозникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Миндостигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа.Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому дажепроза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могутвыразить человеческие чувства.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.

Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местныхвариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковаясистема (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенныхладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн…Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы,математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занималсясобиранием народных песен.

В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца - «Консерваториягрушевого сада».

В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для северной школыболее характерна героическая тематика, а для южной - лирическая.