Смекни!
smekni.com

Культура Китая (стр. 3 из 3)

В XVII в. возникает опера.

В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая катайскаядраматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие ранниедраматические формы; выступления в театре считались недостойными занятиями.Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя известно и несколькотрагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты песен (арий) - стихами.

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусныхстроительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять летначиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участкиоборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другоммаленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат,преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места исоединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горывдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набеговвоинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, какдоказательство власти и величия императора…

Четкость и упорядоченность планировки характеризуют главные центры Ханьскогогосударства Лоян и Чанань, выстроенные по установленным в трактатах правилам.Город, отражавший представления о правильной структуре мироздания и порядке,господствующем в Поднебесной, мыслился как завершенная в своих очертанияхкрепость, обнесенная стенами и рвом с высокими массивными воротами.

После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов,это прежде всего скальные храмы и пагоды. Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды,служившие для жертвенных возлияний духам. О том, какой важный смысл придавалсяизготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья.Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, каки маленькие. Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразиемритмических сочетаний. Предназначенные для привлечения к человеку добрыхзнамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц - оберегов.

Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые бронзовыезеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенныеросписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь,предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилосьболее многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихиябесконечного космического движения и противоборства света и тьмы.

В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художникизаняли почетные места.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было также развитие научныхзнаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образомсвязаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии икалендаря.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайскиеврачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине -иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинскихсочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э..Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособиепо лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последнийсодержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числесудорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских идетских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа Томестной анестезии при полостных операциях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделанобольше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже ибольше, чем во всем остальном мире.

К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения порохаи компаса.

Китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она оченьсильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого еелишь больше и больше хочется изучать.Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему мнению,говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и культуру.Самым интересным и привлекательным в китайской культуре для меня всегда быламедицина. Мы очень мало знаем о ней. Хотя даже то, что знаем поражает.Достижения китайцев в медицине поистине огромны. Еще с давних времен проблемаздоровья тревожила этот народ. И хотя многие их рецепты и открытия потеряны илизабыты, даже оставшиеся известные современникам во многом опережают европейскуюмедицину.Вот, например, результатом одного из последних достижений их медицины сталаклиника, в которой проходят лечение безнадежные больные, впавшие в кому илилетаргический сон. В результате лечения из клиники самостоятельно вышло уженесколько десятков бывших больных. Срок лечения от 2-х до 3-х месяцев, и еще ниодного случая неудачи. Самый тяжелый больной - мужчина 40 лет, пролежавший безсознания более 3-х лет, на его пробуждение понадобилось 2,5 месяца.

Притом лечение проводится не современными средствами (медикаментозными,аппаратными), а массажами, акупунктурой, травами и другими средствами известнымилишь китайским лекарям. По их утверждению болезни, которые они лечат нефизические, а духовные и они по-своему достигают пробуждения сознания больного.А реабилитация физическая с их помощью проходит также в сжатые сроки.

Интересна мне, также, и китайская литература. Особенно фольклорные поэтическиепроизведения. В них кроется народная мудрость Китая, ее история слишком древняя,чтоб ею пренебрегать. Я считаю, что в китайской литературе могу многоепочерпнуть и для себя.

Вот, например (примерно 175 г. до н.э.):

Поучение царю

Ладно сработанный лук, вделанный в рог на концах,

Если отпустишь - концы вновь разойдутся легко!

С братьями дружно живи, со всею по женам родней.

Лучше ты сними, о царь, не расходись далеко.

Будешь далек от родни, в ней не почуешь оплот,

Станет чураться тебя собственный твой же народ.

Ты наставляешь народ, ты образец и закон -Знай же: как ты поступил, так же поступит и он.

Если и тот и другой братья друг к другу добры,

Великодушия в них хватит с избытком на всех.

Если и тот и другой между собой недобры,

Будут друг другу они точно болезнь или грех….

Насколько просто и в тоже время поучительно. При чтении не возникает никакихотрицательных эмоций, логика проста (как говорится: «Все гениальное - просто»),текст легко воспринимается и тем самым как бы подталкивает к следованию советамв нем описанным.

Не менее интересна для меня китайская архитектура и строительство. А именноВеликая Китайская стена. Она поражает своей монументальностью. Данные о ее длинеочень разные: прямая линия между двумя конечными точками составляет 2450километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами, должно быть, равна от6000 до 6500 километров!!! Ее ширина 5,5 метра, что позволяло маршировать рядомпяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам.Даже в наше время постройка подобного сооружения заняла бы массу времени, усилийи денег и неизвестно сколько продолжалась бы, а как тогда…

А сама идея ее постройки… Стена была задумана как укрепление против набеговвоинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности, какдоказательство власти и величия императора. Ну разве наши предшественникидодумались бы до такого укрепления!!?

По этому мне и нравится культура и история китайского народа. В ней стольконепонятного и интересного…

Список литературы

1. “Хрестоматия по истории мировой культуры”, Г.В.Гриненко, Москва, 1998 г.

2. “Лекції з історії світової культури” Полікарпов В.С.

3. “Істория світової культури” вид-во “Либідь”

4. “Коротка історія культури” Джек Ліндсей 2 тома.

5. “История мировой культуры” А.И.Чернокозов.

6. Книга прозрений «Восточные арабески» В.В. Малявин.

7. Энциклопедия нового Китая

8. «Китайская народная республика». Справочник.