Смекни!
smekni.com

Культура Китая (стр. 1 из 3)

Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно….. Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!

В.М. Алексеев (знаменитый китаевед)

Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому источнику информации о Китае и его культуре. Об этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее культуре, ибо это одна из древнейших иинтереснейших культур мира.

Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей «пекинский синантроп»- деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными характеристиками «человекаразумного»: ходили на 2-х ногах, были способными изготавливать и использоватьпростые орудия, умели добывать и хранить огонь.

В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. КультураЯньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно представляла собоюматриархальное общество. Луньшанская культура, существовавшая приблизительно5000 лет назад, являла собою пример патриархального общества. В этот период людиусовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение кохоте и рыболовству получило развитие земледелие и скотоводство.

Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи») быласоставлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской историографии. Онистали первой из 24 официальных династических историй, которые завершаются«Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена официальная историяпоследней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-1911). В дальнейшем былонаписано бесчисленное множество трудов по истории Китая.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах икостях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, былинайдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов снадписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была неШан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э. Ниархеологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее,большинство историков считает, что эта династия действительно существовала.

Предположение это основано на двух доводах.

Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на теили иные события, происходившие, как считалось, в период правления династии Ся,тем самым признавали факт существования такой династии.

Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного развитияпри династии Шан, так же как и зрелость ее политических и социальных институтов,свидетельствовала, по крайней мере, еще одна династия.

Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия,тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое вистории рабовладельческое государство. Из достижений Китая в это время следуетотметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколенийкак важный вклад в развитие астрономии.

При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развитияшелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.

На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшимис запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного Чжоу», это было неединое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупныхгосударств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до н.э.) была сравнительноразвитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованыземледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур.Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а такжетрудов по философии политике и истории («Книга песен»). Регулярная хроникасобытий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу сталвести и сохранять ежегодные записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственныхчжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правительПин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот периодполучил название - «Восточное Чжоу». Период правления династии «Восточная Чжоу»(770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это времябыли изобретены технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда).Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На сменурабовладельческому пришел феодальный строй.В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными царствами. Врезультате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражениецарству Хань и захватывает его территорию, а в 228 - 221 гг. до н.э. захватываети другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первойцентрализованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществленымногочисленные реформы: деление страны на административно-территориальныеокруга, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер ивесов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинаетсястроительство Великой китайской стены.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народноговосстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г.до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. Вмеждоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержалпобеду Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и стал основателемновой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

До VI в . длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северныединастии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царствоСеверная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и духовным центром сталгород Цзянькан.

В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии Суй(589-628 гг.).

В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности,затем произошло еще одно объединение - уже при династии Сун (960-1279 гг.).Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета средневековой китайскойкультуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань(1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам.Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков, которые взначительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и системугосударственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи сталПекин (Дада).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества,начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв. ситуация в стране былаочень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. Послетого, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители быливынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальнуюзависимость от них.Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.).

Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего периода оченьскудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и черепашьих панцирей сгадательными надписями. На основании задаваемых вопросов можно считать, что ужев это время сложились представления о богах (по видимому, племенных). Вназваниях племен прослеживаются и следы тотемизма, так как встречаются названия«племя лошади», «племя собаки» и т.п. В шанскую и чжоускую эпоху совершалисьмассовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертвув основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяютсделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различногоинвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достаткаобнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которыедолжны были сопровождать своего господина на тот свет.В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм иконфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.

Конфуцианство.

Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до н.э.) - основательконфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Егопочти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам ипотустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшейдуховной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражениемпочтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, егоумственного и нравственного облика. Кофуций первым разработал концепциюидеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, аблагодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - которыйпрежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям;проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое местозаняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшимвообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самымэффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья).Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средствуизменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету,т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разныхжизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическомразделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления(исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…