Третье место заняли предвыборные встречи с кандидатом (36 %). Причем это подчеркнули и те, кто пойдет голосовать, и те, кто не собирается идти на выборы (34 %). Видимо, даже их отрицательное решение не является окончательным. Однако особенно сильно это сказывается на тех, кто собирается идти голосовать, но еще не решил окончательно (45 %). Возможно, именно впечатление от встречи с кандидатом в депутаты окончательно утвердит избирателя в своей положительной позиции.
Следует отметить, что исследования выявили потребность избирателей в личных встречах с кандидатом или его окружением. На это указали и те респонденты, которые определились с выбором, и (в еще большей степени) те, кто колеблется (соответственно 40 % и 50 % по группам). Видимо степень харизматического обаяния депутата, его простота в общении, впечатление основательности, заботы о людях, искренности, справедливости играют самую важную роль в определении предпочтений электората. Можно предположить, что это связано с устоявшимися патерналистскими традициями в нашей стране, когда руководитель часто воспринимается в виде образа «отца родного», требовательного, но заботливого и справедливого [3]. Это особенно свойственно избирателям среднего и старшего возраста. Данная категория населения рассматривает социальную помощь и внимание к своим интересам и потребностям как обязательную функцию власти. Для молодого электората, видимо, важно уважение их мнения, созвучное понимание проблем, возможность высказать кандидату свое мнение и пр.
Девятнадцать процентов избирателей хотели бы получить информацию в виде листовок по почте. Это особенно влияет на тех, кто еще не решил, будет ли он голосовать. Среди них желающих получить листовки – 33 %. Можно предположить, что для них это ассоциируется с уважительным отношением кандидата к адресату и ощущением собственной значимости.
Для 18 % избирателей важно узнать мнение знакомых, соседей о кандидате. Причем это особенно важно не только для определившихся (27 %), но и для еще не решивших (30 %) и для тех, кто возможно или точно не собирается голосовать (по 24 %). Видимо, для их привлечения на сторону кандидата требуется использовать в штабе в качестве агитаторов большее число жителей этого микрорайона, а также задействовать в агитации знакомые образы известных среди населения микрорайона людей и более активно знакомить жителей микрорайона с их мнением о кандидате.
Семнадцать процентов опрошенных жителей округа хотели бы прослушать радиопередачи о своем кандидате. В основном это – водители автомашин, автолюбители, дачники, домохозяйки, пенсионеры и пр.
Такое же количество респондентов (17 %) хотели бы услышать информацию о кандидате или встретиться с ним по месту работы. Это особенно характерно для жителей, работающих на госпредприятиях.
Результаты проведенных исследований показывают, что самое большое влияние СМИ способны оказать на информированность электората. Самой устойчивой характеристикой оказалось доверие к политическим агентам – оно оставалось практически неизменным. Готовность голосовать за определенного кандидата или же партию значительно возросла по отношению к активно освещаемым в СМИ субъектам.
Но такое расхождение в результатах вполне объяснимо и еще раз убедительно доказывает наличие региональной специфики применения электоральных социальных технологий, обусловленной особенностями массовой коммуникации в регионе. Дело, на наш взгляд, заключается в том, что в первом случае опрос проводился перед выборами федерального уровня, второй – перед региональными выборами. Отсюда – преобладание значения прессы, личных встреч с кандидатами и значительно более низкое влияние телевидения, так как агитация проводится по отдельным округам и по каждому округу несколькими кандидатами. Местное телевидение, даже при желании, неспособно выделить достаточное количество эфирного времени для освещения кандидатами своих предвыборных платформ.
Если сравнивать избирательные кампании федерального и регионального уровней, можно отметить, что вторые чаще всего характеризуются как более инертные, менее рискованные, менее политизированные, что не может не сказаться на специфике социальных технологий, используемых в них [4]. Часто, по выражению специалистов в области политического консультирования и PR, новые социальные технологии «обкатываются» именно в регионах, с тем, чтобы впоследствии применять их на более высоком уровне.
Список литературы
1. Романович Н.А. Влияние СМИ на политическое сознание избирателей // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб., 2000. – С. 99-100.
2. См.: Россия: партии, выборы, власть / Под ред. В.И. Краснова. – М.: 1996. – С. 99-100.
3. См.: Ермоленко Т. Патерналистские традиции российской политической культуры // Власть. – 2001. – № 1. – С. 66-69.
4. См.: Тучков С.М. Особенности применения технологий паблик рилейшнз в региональной избирательной кампании // Вестник МГУ. – Сер. 12: Политические науки. – № 4. – С. 83-95.