1660-ми годами датируется пелена "Богоматерь Одигитрия", происходящая из Сольвычегодского Благовещенского собора, являющаяся вкладом Григория Дмитриевича Строганова. В 1650 году он женился вторым браком на Анне Ивановне Злобиной. Её деятельность ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории Строгановского лицевого шитья. Исследователи, обращавшиеся к искусству Строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.23
Иконография композиции близка к образу Богоматери "Страстной", но без ангелов с орудиями страстей. На мафории Марии на плечах и голове – три медальона с ангельскими ликами, символами девства. В Сийском иконописном подлиннике этот перевод иконы назван "Что Тя наречем…".24 Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета атласным швом "по форме" со схематическими тенями более тёмного тона; доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры, складки одежд и надписи в среднике выполнены серебром рельефным швом "по верёвочке". На фоне в двух клеймах в виде дробниц сделана надпись "Одигитрия". На каймах из красного атласа серебряной вязью шит тропарь: "К Богородице прилежно ныне притецем…", а на нижней кайме в рамке – вкладная надпись: "Сия пелена строение Григория Димитриевича Строганова".
С XV века русские варианты иконографии "Одигитрии" получали наименования, связанные с местами их особого почитания: "Смоленская", "Тихвинская", "Седмиезерская" и другие.
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список константинопольской святыни - "Одигитрия Смоленская", восходящий к чтимой иконе города Смоленска. Древних письменных свидетельств о смоленской святыне не зафиксировано. В церковной литературе XIX – начала XX века излагается версия о принесении иконы на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти Всеволода икона перешла по наследству к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году он построил в Смоленске Успенский собор и поставил в нём греческую икону Богородицы, получившую после наименование "Смоленской".25
В повести конца XV века "О пречистой Смоленской", включённой в Московский летописный свод, рассказывается, что "в лето 6964" (1456) в январе месяце к великому московскому князю Василию прибыл смоленский владыка Мисаил с просьбой отпустить чудотворную икону Богородицы, которую взял пленом Юрга. Юрга (Юрий Лугвеньевич из рода Гедиминовичей) был, вероятно, служилым новгородским князем. В 1440 году он вернулся из Новгорода в Литву. Великий литовский князь Казимир Ягайлович дал ему в удел Мстиславль, Кричев и другие города и волости. Возгордившись, Юрий занял смоленский престол, но в том же году, увидев "свою неразсудную дерзость" и убоявшись "страхом велиим" великого князя Казимира, "избеже на Москву".26 С собой он увёз много икон, и среди них была древняя святыня Смоленска. Таким образом, оказывается, что "Богоматерь Смоленская" находилась в Московском Кремле с 1440 по 1456 год. Князь Василий, посоветовавшись со своими боярами, митрополитом Ионой и другими святителями, решил, что чудотворный образ и прочие пленные иконы необходимо возвратить. Из них митрополит Иона попросил оставить одну икону "Владычица со Младенцом…" Эта икона была излюбленным богородичным образом великокняжеской семьи и, вероятно, изображала "Богоматерь Одигитрию". Н. А. Маясова отождествила её с небольшой византийской иконой XIV века в серебряном окладе, происходящую из собрания Благовещенского собора и ныне находящуюся в экспозиции Оружейной палаты.27 А с Божией Матери "Смоленской" сняли меру и назнаменовали образ, который также остался в Москве. Именно возвращение древней иконы повлекло за собой её новое почитание в копиях-списках. Смоленская святыня не сохранилась. Список из Благовещенского собора Московского Кремля отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. Вероятно, это было свойственно и чудотворной "Смоленской Одигитрии".
Возможно, в описанном выше событии могла принимать участие великая княгиня Мария Борисовна (Тверитянка), первая жена великого князя Ивана III, в мастерской которой была вышита пелена с образом Богоматери Одигитрии "Смоленской" в среднике и святыми на полях, которая предназначалась для оставленной в 1456 году в Благовещенском соборе древней иконы.28 Она является одной из ранних сохранившихся русских подвесных пелен к иконам, а также интересным историческим памятником.
На среднике по камке песочного цвета вышито поясное изображение Богоматери. Её тёмные глаза задумчиво смотрят поверх головки Сына, сидящего на Её левой руке, другая рука прижата к груди. Младенец сидит прямо, держит свиток на коленях; благословляющая правая рука отведена в сторону. Из-под одежды видны ступни Его ножек. Иконографической особенностью данной пелены является синий цвет Его одежд. Л. С. Ретковская считала голубую или зелёную рубашечку Младенца отличительным признаком типа "Одигитрия Смоленская".29 Но синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа.30
На широких каймах из синей камки вышиты тринадцать поясных фигур. На верхней кайме – Спас с закрытым Евангелием, по сторонам от Него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенном предстоянии, архангелы Михаил и Гавриил. На боковых каймах изображены покровители Москвы и великокняжеского дома митрополиты Пётр и Алексий, а также апостолы Пётр и Павел; на нижней кайме - патрональные святые Ивана III (Иоанн Златоуст) и отца Марии – тверского князя Бориса Александровича (князь-мученик Борис). Рядом с Борисом его брат Глеб и креститель Руси – князь Владимир. Киевский князь Владимир Святославович в это время ещё не был канонизирован (это произошло лишь в 1635 году). Местное почитание Владимира было установлено в Новгороде вскоре после 1240 года в связи с победой Александра Невского над шведами в день его памяти. В Москве изображения князя Владимира и посвящённые ему церкви известны только с начала XVI века.31 Исключение составляет поясное изображение на воздухе 1389 года тверской княжны Марии Александровны, жены московского князя Симеона Гордого. По-видимому, культ Владимира пришёл в Тверь раньше, чем в Москву. На голове Владимира – корона. Отсутствие патронального святого великого князя Василия II, отца Ивана III, свидетельствует, что пелена выполнена после его смерти (1462) и до кончины самой княгини в 1467 году.
Лик Марии шит тонким малокрученым шёлком песочного цвета швами "атласным" и "в раскол" "по форме". Лики остальных персонажей выполнены более упрощённо "атласным" швом в одном направлении. Тем же швом разноцветными шелками шиты одежды. На Богоматери – коричневый мафорий, синие чепец и гиматий. На Младенце гиматий и хитон слились в единое ярко-синее одеяние. В одеждах святых на каймах сочетаются шелка коричневый с песочным и жёлтым (Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, апостол Пётр, митрополиты), коричневый со светло-зелёным (Спас, апостол Павел), светло-зелёный с алым (архангелы и князья). Отдельные детали (звёзды, кресты, каймы одежд, клобуки, орнамент на одежде князей), а также нимбы вышиты прядёным золотом простым швом. Золотной же нитью обведены складки одежд и контуры фигур.
Пелена привлекает внимание тонким рисунком и гармоничным цветовым решением. Здесь отсутствует строгость и торжественность в передаче облика Богородицы, обычно присущие образам типа "Одигитрия". Марии придана мягкость, нежность, а в чертах Её лика (характерные формы носа и губ, округлость щёк) угадываются черты славянки. Фигура Её несколько широка и контрастирует с необычайно маленькой фигуркой Младенца.
Вышитая "по повелению", а возможно, руками самой великой княгини Марии Борисовны, пелена эта является интереснейшим свидетельством своей эпохи. В её идейном и художественном замысле гармонично сочетались московские и новгородско-тверские традиции, что было характерно для времени сложения общенациональной русской культуры.
Первой половиной XVI века датируется пелена Богоматерь Одигитрии "Смоленская" кремлёвского собрания, происходящая из суздальского Покровского монастыря. На время её создания указывают художественные и технологические признаки: тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шёлкового шитья в одеждах. Подобный узор на каймах встречается на нескольких пеленах из Суздаля. Иконография традиционна для данного типа.
Изображение Богоматери с Младенцем вышито на красном шёлке, который просвечивает сквозь утраты шитья в личном. Личное шито некручёным тонким шёлком серовато-песочного цвета плотно "в раскол" "по форме" без оттенений. Черты ликов прочерчены коричневым цветом, зрачки глаз – жёлтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты голубым шёлком "в раскол", Мафорий Богоматери – сканым золотом с малиновыми прикрепами. Каймы на Её плечах выполнены песочным шёлком "в раскол", с золотой бахромой; квадрат на очелье и круг на плече – прядёным золотом. Прядёной же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток на Его колене, зарукавья, нимбы швами "ягодка с одним стежком", "ягодка", "денежка". На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной "верёвочкой". Контуры изображения обведены настилом из белой нити под жемчужную обнизь. Фон средника сплошь зашит прядёным серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне белью выложены монограммы. На каймах по тёмно-фиолетовому бархату настилом выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включённых в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких и с тиснением).