Смекни!
smekni.com

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия» (стр. 4 из 7)

В Русском Музее хранится три пелены с образом "Смоленской" Божией Матери.32 Происхождение двух не установлено, третья - из московской мастерской. Эта пелена XVI века имеет небольшой размер, она вставлена в раму, украшенную басмой. Образ Богоматери с Младенцем вышит по ярко-малиновому атласу. Лики выполнены желтоватым шёлком "атласным швом" "по форме", без теней; одежды – золотными и серебряными нитями "в прикреп". Орнамент на нимбе Марии шит "по настилу".

Из Патриаршей ризницы в 1920 году в собрание Кремля поступила пелена, которая была обозначена "Богоматерью Одигитрией" работы московской мастерской конца XVI века. Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца позволяет определить её как "Смоленскую", что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме пелены. Её иконография следует традиции. Лики Марии и Христа – своеобразные, с тонкими бровями, набухшими веками, складками под глазами, абрисом, подчёркнутым линией, идущей от верхнего века; у Младенца – необычно высокий лоб. Личное шито слабокрученым шёлком песочного цвета "в раскол" "по форме" с небольшими сероватыми оттенениями. Черты ликов, волосы Младенца, складки одежд и другие детали прошиты тёмно-коричневым. Мафорий Марии и гиматий Христа шиты прядёным золотом с тонкой красной прикрепой швом "черенок", нимбы – швами "ягодка" и "двойная ягодка", хитоны - сканым серебром с голубым шёлком, свиток и монограммы на фоне – серебряной прядёной нитью. На каймах из коричневой камки вязью выложен тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…"

От XVII века в кремлёвской коллекции имеется пелена "Одигитрия Смоленская", вложенная в Вознесенский монастырь. Впервые она упоминается А. Пшеничниковым: "Форма шитья и слог тропарей, взятых из старопечатных церковных книг, достаточно показывают происхождение её не позднее 17 века".33 Небольшой набор золотных швов, выполненных частично шёлковыми нитями, отсутствие детализации в одеждах, умеренное оттенение в ликах, примитивность черт лика Младенца с оттопыренными круглыми ушками и выпученные глаза Марии и при этом правильные пропорции фигур, тонкие пальцы рук свидетельствуют, что произведение выполнено по прориси хорошего художника, скорее всего в провинциальной мастерской. Особенностью изображения является одежда Младенца, составляющая единое, перетянутое поясом одеяние, вместо хитона и гиматия. Полностью повторяя иконографию пелены XV века, описываемая пелена следует и этой её детали, но одежда Младенца шита не синим шёлком, а прядёным золотом. Складки на одеждах не обозначены. Личное шито тонким слабокрученым шёлком песочного цвета "атласным" швом с более тёмными оттенениями. Черты ликов, контуры рук, очелье и ворот у Богоматери шиты тёмно-коричневым шёлком; волосы Младенца с тонкими прядями на лбу и висках, брови и глаза – тёмно-зелёным. Тонкой красной полоской прочерчены губы. Мафорий Марии выполнен толстыми кручёными шёлковыми нитями песочного цвета золотным швом ("двойная ягодка") с коричневой прикрепой, хитон – синим шёлком с песочной прикрепой ("черенок"), каймы мафория, а также нимбы, - прядёным золотом. На зарукавьях Богоматери и на нимбах синелью вышиты цветные камни, а рельефными золотными нитями – звёзды на очелье и плече Марии и монограммы на фоне. Внизу под изображением по фону чёрным шёлком сделана надпись: "Сия пелена дана в дом Вознесения христова". На каймах малинового атласа вязью идёт тропарь к "Смоленской" иконе.

Интересный памятник провинциального шитья хранится в Муромском музее. Вкладная надпись, сделанная на нижнем поле между изображениями святых, гласит: "Сию пелену приложил Абрам Семенов сын Черкасов". Даты вклада нет, как и не указано его место. По всей вероятности, это местная работа, свидетельством чему служит имя вкладчика – известного муромского купца гостиной сотни Абрама Черкасова. Он, его братья и отец были ктиторами муромского девичьего Воскресенского монастыря. Род их значится в синодиках муромских церквей и монастырей и в других документах.34 На их основании О. А. Сухова датирует пелену 1650-1660-ми годами. На среднике её изображена Богоматерь типа "Смоленская". Вверху в полукруге – "Ветхозаветная Троица", рядом – поясные архангелы Михаил и Гавриил, и апостолы Пётр и Павел. Слева и справа на каймах – Никола, Иоанн-Богослов, св. князь Фёдор, Алексей человек Божий, князь Пётр, мученик Никита, княгиня Феврония, Иоанн Юродивый. На нижней кайме – князь Владимир, Мария Магдалина, Тихон, Феодосия девица и Авраамий Затворник. Большинство из перечисленных святых соименны членам рода Черкасовых.

Общий рисунок пелены достаточно примитивный. Черты ликов некрасивы, с носиками "туфелькой". Личное шито "атласным" швом мелкими и плотными стежками шёлком песочного цвета; черты ликов и контуры обозначены коричневым кручёным шёлком, часть – чёрным. Доличное исполнено прядёным золотом и серебром с цветными прикрепами. Основные швы – "черенок с ягодкой", "ягодка", "денежка", "косой ряд", "разводная клетка", "клетчатый городок".

В собрании Муромского музея находится ещё одна пелена (средник) "Богоматерь Одигитрия" XVII века, происходящая из Воскресенского девичьего монастыря. Она более тонкого и правильного рисунка, шитьё также несколько другого качества. Личное исполнено "в раскол" шёлком телесного цвета.

Из Успенского собора Великого Устюга происходит пелена "Одигитрия Смоленская", хранящаяся в местном историко-архитектурном музее-заповеднике.35 Она была вложена в собор Строгановыми в 1670-х годах. На её боковых каймах в нижней части вышиты стоящие вполоборота в рост святитель Стефан Великопермский и преподобная Ксения, а также тропарь "Богоматери Смоленской".

Явление чудотворной иконы Богоматери "Одигитрии Тихвинской" на Руси относится к 1383 году, и память об этом некоторое время сохранялась в устных преданиях, в которых повествовалось, что икона была писана святым евангелистом Лукой и послана им вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию к тогдашнему правителю Феофилу, принявшему крещение. После его смерти икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке Евдокией, супругой греческого царя Феодосия Младшего, в Константинополь, где для неё был воздвигнут храм, получивший название Влахернский. Здесь она пребывала несколько столетий, пока не начались гонения иконоборцами. Икона была спрятана в обители Пантокатора и по прекращении гонений возвращена во Влахернский храм. Во дни великого князя Димитрия Иоанновича Донского Влахернская икона Богородицы с Младенцем скрылась из Константинополя, за 70 лет до его падения, в царствование Иоанна Палеолога и явилась над водами Ладожского озера в городе Тихвине при реке Тихвинке. На том месте, где остановилась икона, устроен был деревянный храм во имя Успения Божией Матери, а позже основан мужской монастырь.36

Возникновение литературной обработки "Сказания о Тихвинской Одигитрии" относится к концу XV века.37 К первой половине XV века относится икона-список пядничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.38 Но более известными списки иконы становятся в начале следующего столетия, в том числе со святыми на полях и с житием Богородицы, а позднее – и с чудесами от Тихвинской святыни. Параллельно появляются и шитые пелены, приложенные к ней, а также к её чтимым спискам.

Самая ранняя из сохранившихся пелен с изображением Богоматери Тихвинской, в собрании Русского музея, отнесена Л. Д. Лихачёвой ко второй половине XV века.39 Шитьё отличается прекрасным рисунком, изысканными пропорциями фигур и очень тактичным применением металлических нитей, тонко соотносимых с серебристым и бардовым тонами одежды Богоматери. Вышивальщицы точно следовали иконописному оригиналу. Отмеченные черты указывают на элитарную мастерскую, из которой вышла подвесная пелена. В стилистическом отношении наиболее близкие параллели давали произведения великокняжеской мастерской времени жены Василия III Соломонии. При них строится каменная церковь в Тихвине.40 Изображение вышито по голубой камке золотными и серебряными нитями "в прикреп" и шёлковыми нитями "в раскол". Лики и руки выполнены шёлком телесного цвета "по форме", без притенений, с применением выразительной контурной линии. Шитьё вырезано по контуру и переложено на тонированный холст.

К московскому искусству первой половины XVI столетия относится небольшая пелена из Русского музея "Богоматерь Тихвинская", сохранившаяся во фрагментарном состоянии. Пелена шита в мастерской Марии Васильевны Пенковой, сестры Елены Глинской. Боярин князь Иван Данилович Пенков был внуком последнего владетельного князя Ярославского, а княгиня Мария, рождённая княжна Глинская, приходилась родной тёткой царю Ивану IV Грозному. В летописи под 1535 годом записано: "Тоя же осени пожаловал князь велики князя Ивана Пенкова, дал за него своякиню свою княжну Марию".41 Стиль шитья в целом схож с предыдущей пеленой, но манера исполнения иная, столь же индивидуальная. Она отличается тонким рисунком и высоким уровнем техники исполнения.

Фоном для изображения служит жёлтая итальянская камка с крупными цветами (куфтерь). Шитьё выполнено шёлковыми нитями "в раскол", золотными и серебряными нитями "в прикреп". На Богоматери коричнево-малиновый мафорий и голубой чепец; одежда Младенца шита золотной нитью. Лики и руки без притенений, тонко прорисованы контурной линией по шитью телесного цвета. В овальных небольших клеймах на фоне монограммы Богоматери и Христа. Под изображением серебряной нитью выложена надпись: "Приложила сию жена Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья".