Вторая пелена происходит из коллекции Н. Л. Шабельской. Помимо Богоматери с Младенцем на ней изображены два неизвестных святых. Фоном служил тёмно-красный шёлк, сохранившийся только под изображениями. Фрагменты были вырезаны и наложены на новый холст. Шитьё выполнено в основном сканью "в прикреп". Лики шиты шёлком телесного цвета "по форме", без теней.
Третья пелена "Богоматерь Казанская" с Гурием и Варсонофием Казанскими на полях поступила в 1938 году из музея Штиглица. Шитьё выполнено по красному атласу серебряными нитями "в прикреп" и шелками атласным швом. Лики шиты желтоватого цвета шёлком "по форме", без теней. Орнамент на нимбе Марии шит высоким швом по настилу.
От начала XVII века в Русском музее находится пелена, полученная также из собрания Н. Л. Шабельской. Её средник шит по красному атласу преимущественно золотными и серебряными нитями "в прикреп", кайма – по зелёному. Лики выполнены сероватым шёлком "в раскол" "по форме", с небольшими притенениями, их черты обозначены тёмно-коричневым. Контуры фигур обнизаны жемчугом.
В Москве почиталась икона-список, принесённая сюда с казанским ополчением. Этот образ прославился чудотворением в 1611 году. Весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского освободили с ним Москву от польско-литовской интервенции. Московская "Казанская" с 1636 года находилась в соборе, названном в её честь.
Пелена из собрания Московского Кремля похожа на древнейшее шитое изображение типом лика Богоматери с крупными глазами, но отличается по рисунку: более короткая шея Марии, линия плеч более длинная и пологая, иное положение рук Христа, другие размеры пелены. Эти особенности характерны для живописных и шитых образов Богоматери "Казанской" более позднего времени. Кремлёвская пелена датируется 1630-ми годами. В рисунке это проявляется в овальном лике Богоматери с коротким мягким носом, пухлыми губами и большими глазами под тонкими круглыми бровями, и в лике Младенца с резко очерченным подбородком.
Оплечное изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновому атласу. Голова Марии чуть склонена к благословляющему Христу. Правое плечо Богородицы срезано по вертикали. Личное шито кручёным песочного цвета шёлком "атласным" швом "по форме". Тонкой коричневой нитью обозначены черты ликов, каплевидная тень под носом Марии, тень в виде "ласточкиного хвоста" на Её подбородке, а также ложбинки на шее. Одежды и нимбы шиты золотными и серебряными нитями с цветными малозаметными прикрепами ("ягодка", "черенок", "ягодка с крестиком", "разводная клетка"), складки прошиты коричневой нитью. По контурам нимбов, воротам, на очелье и плече Богоматери и на груди Младенца пришиты серебряные круглые пластинки. Край очелья Марии обнизан мелким жемчугом. На фоне серебром рельефно узорными буквами вышиты монограммы. На кайме, по углам которой из серебряных нитей рельефно вышиты розетки, прядёной серебряной нитью вязью выложено песнопение из литургии Василия Великого "О тебе радуется Обрадованная вся тварь…"
Из Строгановских мастерских происходит несколько шитых подвесных пелен к образу "Богоматери Казанской". Строгановы обосновались в Казани в 50-х или в самом начале 60-х годов. Но особое значение для них этот город приобретает в XVII веке. За заслуги в борьбе против польско-литовской интервенции в Смутное время и за поддержку новой династии Андрей и Пётр Семёновичи получают по грамоте 1614 года огромные территории в Казанском уезде. Казань в это время была важнейшим культурным и религиозным центром.53
В Пермской государственной художественной галерее хранится пелена, поступившая из усольского Спасо-Преображенского собора. Она была вышита в 1630-1640-х годах, когда во главе мастерской стояла сначала жена Андрея Петровича Строганова – Татьяна Дмитриевна Жедринская, а затем её невестка, жена сына Дмитрия, Анна Васильевна, урождённая княжна Волконская. Фон средника пелены зашит серебряным клетчатым "городком" по красной объяри, фон каймы – бледно-зелёный атлас. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме". Лики промоделированы серовато-коричневым шёлком, рисунок одежд – тёмно-вишнёвым. Нимбы и одежды зашиты прядёным золотом и серебром с шёлковыми прикрепами.
Следующая пелена – из Сольвычегодского историко-художественного музея – датируется серединой XVII века, и происходит из местного Благовещенского собора. Вероятно, эта пелена и две следующие были исполнены при Анне Ивановне Строгановой, когда мастерская, как уже упоминалось, отличалась особой плодовитостью. Голову Богоматери на описываемой пелене венчает корона. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме", тени шёлком светло- коричневого тона. Доличное шито прядёным золотом и серебром "в прикреп". Средник зашит золотными нитями. По кайме из красной тафты прядёным золотом выложен кондак "Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу…"
Самая поздняя пелена "Богоматерь Казанская" из собрания Русского музея – работа Строгановской мастерской. Фон средника пелены полностью зашит золотной нитью по красному шёлку. Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со светло-коричневыми тенями, доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры и складки одежд выложены рельефно серебром швом "по верёвочке". На короне и нимбе Богоматери, а также в розетках на мафории – металлические касты со стёклами и бирюзой. По каймам из зелёного шёлка шит тропарь "Заступнице усердная Мати Бога Вышняго…"
К тому же времени относится пелена из музея республики Татарстан. Стилистически она близка двум предыдущим, что подтверждает их происхождение из одной мастерской. Личное шито крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон – прядёным золотом и серебром "в прикреп" различными швами. Контур фигуры Богоматери и нимбы выделены серебром высоким швом "по верёвочке". На каймах из камки брусничного цвета серебром вышита вязь тропаря "Заступнице усердная…"
В Новгородском музее находится пелена "Богоматерь Казанская" XVII века, происходящая из Введенского монастыря города Тихвина. Фоном служит голубая камка и коричневая крашенина в шитье личного. Личное выполнено "атласным" швом "по форме", по коричневой крашенине, оставленной незашитой в местах притенений. Нимбы шиты прядёными золотными и серебряными нитями "в прикреп" швами "ягодка" (Младенец), "клетчатый городок" (Богородица). Контуры, надписи, разделки складок одежд Христа и звёзды мафория Марии шиты золотными и серебряными нитями рельефно, по настилу.
Из Спасо-Преображенского собора Усолья, основанного в 1606 году, происходит пелена "Богоматерь Одигитрия" первой четверти XVII века. С середины XVII века за этим иконографическим изводом закрепляется название "Одигитрии Седмиезерской" ("Седмиезерной") по монастырю под Казанью, основанному на месте черемисского урочища монахом Евфимием, пришедшим из Устюга Великого в 1615 году и через 12 лет взятым в Казань в архиерейский дом для службы. Из Казани Евфимий отправил в основанную им пустынь икону "Одигитрия Смоленская". Прославилась эта икона в 1654 году во время "морового поветрия", когда она была перенесена в Казань, где оставалась в кафедральном соборе до 1655 года. Икону приносили при повторении чумы в 1656 и 1657 г.г. Поветрие прекратилось, и в Седмиезерской пустыни был построен храм Смоленской Богоматери и установлен праздник 25 июня в память исцеления от чумы.54
Пелену можно сравнить с иконой "Одигитрия" типа "Седмиезерская" 1606 года из Сольвычегодского Борисоглебского монастыря.55 Рисунок пелены и иконы имеют много общего. Близки пропорции фигур Богоматери; контур, очерчивающий Её большую округлую голову, резко переходит к плечу. Рот и глаза пишутся плавно, без острых внутренних углов, веки тяжёлые, чуть припухшие, дуги бровей длинные и тонкие. Аналогичны кисть благословляющей руки Богоматери, рисунок пальцев и ладони. Та же система складок на мафории. Звезда на нём тоже имеет форму круглого клейма-розетки. Заметные отличия характерны для фигуры Христа. Пелену отличает большая репрезентативность, царственность образа Христа, меньшая лиричность лика Богоматери. При этом икона – монументальный чиновой образ, а пелена имеет небольшие размеры. Икона по стилю относится к XVI – началу XVII века, пелена – характерное произведение XVII столетия.
Документальные источники дают сведения о передаче икон из Сольвычегодского Благовещенского собора в Пермь.56 В Писцовой книге 1625 года упоминается новая пелена у местной иконы "Одигитрии": "пелена камчата на ней вышит образ пречистые Богородицы Одигитрие". О ней говорится в Писцовой книге 1645 года и 1678-1682 гг. Но в Благовещенском соборе начала XX века этой пелены не было.57 А. В. Силкин сделал предположение, что пелена, описание которой в Писцовых книгах Сольвычегодска XVII века соответствует пермской пелене, могла быть передана в Усолье.
Описываемая пелена является произведением мастерской Евдокии Нестеровны, урождённой Лачиновой, жены Семёна Аникиевича Строганова. Её фоном служит красная камка. Личное шито очень тонким кручёным шёлком тёмно-телесного цвета "атласным" швом "по форме", глаза – серым, тёмно-вишнёвым и чёрным шёлком. Тонкие линии моделировки вокруг глаз и по овалу ликов, а также тени у рта – шёлком цвета более тёмного, чем основной. Одежды, нимбы, и растительные орнаменты на каймах шиты прядёной золотной нитью с неяркой шёлковой прикрепой. Контуры и складки одежд отмечены чёрной нитью. В среднике прядёным серебром выложены монограммы Христа и Марии, а также надпись "Одигитрия", на каймах – вязь тропаря молебного канона "К Богородице прилежно ныне притецем…"