Смекни!
smekni.com

Ветхозаветные прообразы Евхаристии сербского монументального искусства XIII-XIV вв. (стр. 6 из 6)

24. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета, Т. 1, Вып. 14 за 1904 г., с. 368-369.

25. Там же, с. 369.

26. Kyutchoukova Ivelyna Etudes sur les insignes du pouvoir et le costume à la cour de Serbie (XII-e – XIV-e siècles), р. 120.

27. Этот образ, надо полагать, означал Воплощение Слова Божия Девой Марией.

28. О.Е. Этингоф в своих статьях "Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизантийского периода" и "Ветхозаветные символы и иконографические типы Богоматери (по миниатюрам Смирнского фрагмента Христианской топографии Космы Индикоплова)", вошедших в книгу "Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв.", дает подробное описание каждого предмета скинии, изображенного на миниатюрах, в его смысловой связи с богородичной и евхаристической символикой.

29. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии, с. 150-151; Еп. Виссарион Нечаев Толкование на Божественную Литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, с. 14.

30. Композиция основывается на текстах Книги Судей (Суд. VI, 37-38) и Псалтири (Пс. 71, 6).

31. Прежде всего, речь идет о богородичных канонах Октоиха, по преданию составленных преп. Иоанном Дамаскиным. Можно привести некоторые цитаты: "Иже прежде Гедеон предвествует Тебе, Чистая, божественное рождество яве: окрин приношает исполнен воды от оциждения руновного; Весь бо в Тя божественно вселися, Пречистая, благословен плод Твоего чрева, Чистая" (Октоих, гл. 2, в понедельник на повечерии, канон Богородице, 7 песнь, 3 тропарь). "Руно и роса Гедеону во изменении образуема, рождество Твое предпишут: Ты бо Едина Божественное Слово носиши во чреве, яко дождь, Дево Мати" (Октоих, гл. 3, в субботу на малом повечерии, канон Богородице, 7 песнь, 2 тропарь).

32. Радовановић Jанко Руно Гедеоново у српском средњовековном сликарству // Иконографска истраживања српског сликарства XIII и XIV века, с. 87.

33. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии, с. 338.

34. Рубан Ю.И. Как молились в Святой Софии Новгородской? Литургия и панихида XIII столетия (Служебник Софийский 518, вторая половина XIII в.), с. 25.

35. Эти три типа толкований книги Песни Песней встречаются у многих христианских писателей, подробно описаны они и у Михаила Пселла (Михаил Пселл Богословские сочинения, с.110). О.Е. Этингоф применяет их к анализу иконографии образа Богоматери "Ласкающей" (Гликофилусы) – изображения, говорящего о "любви Бога к Божией Матери и Ее любви к Своему Божественному Сыну" (О.Е. Этингоф Образ Богоматери, с. 81).

36. Среди стенописей церкви св. Климента в Охриде символический образ Богоматери-Церкви встречается еще в одной композиции, напрямую не связанной с евхаристической темой, – в сцене несения апостолом Петром здания Церкви, врученного ему Христом (Мф.XVI,18) (Илл. 142). Образ храма, почивающего на плечах апостола Петра, имеет форму византийской купольной базилики, в то же время изображения Серафимов на двух его гранях (видно только одно) напоминают о Ковчеге завета – одном из самых древних библейских изображений Богоматери. Подробнее о композициях такого рода см. Alexandra Davidov-Temerinski Edifice idéal ou rèel? Le modele de l`eglise que les apotres Pierre et Paul tiennent ensemble, р. 39-55.

37. Этингоф О.Е. Литургическая символика парного расположения сцен "Рождество Христово" и "Успение Богоматери" (по росписям церквей Студеницы и Градаца). // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков.