Разумеется, воспитать всезнайку-вундеркинда невозможно да и не нужно. Это, действительно, пустая затея. Но в рамках использованной нами концепции личности ее всестороннее формирование (убоявшись очередных конъюнктурных нападок, мы его назвали мягче — «разностороннее») означает развитие у человека основных духовных потенциалов — созидательного, познавательного, коммуникативного, ценностно-ориентационного, - то есть привитие ему склонности творчески, а не только исполнительски относиться к своим делам, стремление постоянно обогащать свои знания, выработку потребности и навыков полноценного общения с окружающими, пробуждение способности сочетать ориентацию на сугубо личные (пусть даже — эгоцентрические) ценности, без которых человек, естественно, просто не может существовать, с истинным уважением к ценностям общественно значимым. Наконец, эта задача ориентирована и на развитие у людей умения реализовывать свои богатые духовные потенции в исполняемых ими социальных ролях.
Представляется, трудно усомниться в том, что любое цивилизованное общество остро заинтересовано в воспитании, формировании таких вот разносторонне развитых людей. И подобная задача вовсе не кажется донкихотски невероятной. Как показали проведенные ГИИ исследования, даже в нашей переживающей не лучшие времена стране существует достаточно заметный слой духовной элиты, обладающей перечисленными свойствами разносторонне развитой личности. Причем — практически среди всех категорий населения, а отнюдь не только в миру интеллигенции, как могло подуматься в первый момент. Почему же непозволительно размышлять об увеличении этого слоя? Ведь именно эти люди делают общество устойчивым и в то же время стремящимся к развитию, в силу чего формирование разносторонней личности является нашей главной стратегической задачей в социальной сфере. И искусство способно сыграть тут весьма заметную роль. В силу чего и вызывает такую тревогу положение дел с художественным образованием и воспитанием.
Несомненно, что наблюдаемые здесь негативные тенденции в значительной мере являются следствием снижения роли государства в художественной жизни общества. За последние десятилетия заметно выросла сеть государственных театров, концертных организаций, музеев и т.д., а в общем объеме контактов населения с искусством доля, связанная с этими учреждениями, сократилась, так как негосударственный сектор рос быстрее. Это означает, что государственные учреждения культуры меньше стали влиять на художественное и в целом духовное развитие жителей России. Сам по себе подобный процесс закономерен, но государство не вправе оставаться в стороне от него.
Сложившаяся в стране новая социокультурная ситуация, предполагающая свободную культурную деятельность населения как в пределах государственного сектора, так и вне его, бесспорно является нашим завоеванием. Но свобода вовсе не предполагает устранения государства от регулирования процессов в обществе. Сегодня в сфере культуры государство распространяет свое — не очень, правда, определенное — влияние лишь на подведомственные ему учреждения и организации, которые при всей их творческой независимости действуют все же в известных рамках, так или иначе проводя государственную культурную политику, пусть и весьма аморфную. Негосударственная же система распространения искусства руководствуется в большинстве своем лишь соображениями экономического характера, а отнюдь не мыслью о духовном обогащении народа.
Государственная культурная политика не может ограничиваться одним госсектором, следует искать пути влияния на всю художественную жизнь в стране. Ведь только государство способно ее упорядочить, а всякое плавание без руля и без ветрил неизбежно заканчивается катастрофой.
Самыми эффективными рычагами управления являются, конечно, не запретительные, а поощрительные меры: материальная и моральная поддержка деятельности учреждений и организаций искусства, отдельных лиц, создающих подлинные художественные произведения и заботящихся о духовном развитии населения. Причем следует поощрять не только работающих в государственном секторе художественной жизни, но и в негосударственном тоже, оказывая тем самым влияние и на свободное предпринимательство.
Сегодня стало модно корить так называемое просветительство, которое-де подменяет распространением знаний творческое развитие человека. Несомненно, творческое развитие — важнейшая цель в становлении личности. Но достижение ее невозможно, если человек бродит в потемках незнания. Как можно отрицать важность просветительства в сфере нашей художественной жизни при том невысоком уровне отношения населения к искусству, о котором шла речь выше.
Надо перестать стесняться говорить о важности воспитательной работы в обществе. Тут мы почти ничего пока не приобрели, а потеряли многое. В прошлом широко бытовало искусство для детей, существовала достаточно разветвленная система его распространения. Куда разнообразнее и богаче выглядела внеклассная и внешкольная художественно-педагогическая работа с детьми, практиковались периодические гастроли творческих коллективов в самые разные по масштабу и административной значимости населенные пункты.
Изживая пороки прошлого, мы заодно легкомысленно отбросили и многие плодотворные достижения тех лет. Нужно восстановить существовавшую художественно-образовательную и художественно-воспита-тельную систему в стране, видоизменив и обогатив ее. Подлинное искусство и сегодня, несмотря на все катаклизмы нашей жизни, способно сыграть весомую роль в становлении личности. Связь между развитым художественным вкусом и сформированностью духовных потенциалов человека — если сопоставлять первый и четвертый личностные типы — была и в начале 1980-х годов весьма значительной, равняясь при расчете по коэффициенту связи Юла 0, 91, ныне она стала даже еще чуть выше — 0, 93. Отмеченное нашими исследованиями общее ухудшение вкуса населения служит одним из проявлений снижения духовного тонуса общества, но отнюдь не означает свертывания социальных возможностей искусства.
Выявилась несомненная зависимость: отсутствие даже одного вида искусства в круге интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, и вообще с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, ухудшаются показатели художественного вкуса, тесно связанного с формированием духовной культуры личности. Приведенные ниже данные наглядно демонстрирует эту зависимость. Причем здесь учтены только контакты с «живым» искусством, а не при помощи «вторичных», технических каналов — телевидения, репродукций и т.п. (% городских и сельских жителей с хорошим вкусом в зависимости от количества видов искусства, с произведениями которых они регулярно знакомятся; учитывались театр, музыка, кино, художественная литература, изобразительное искусство):
5 искусств — 32
4 искусства — 20
3 искусства — 17
2 искусства — 13
1 искусство — 10
ни одного искусства — 5
Оказалось, что среди не бывающих в театрах, музеях, на концертах, киносеансах, не читающих художественную литературу развитым вкусом отличаются 5% респондентов (видимо, этот процент достигается за счет потребления искусства по «вторичным» каналам — телевидение, репродукции и т.п.), а затем с увеличением числа искусств, к которым приобщены люди, последовательно растет и доля тех, кому свойствен развитый художественный вкус. Среди освоивших все пять принимавшихся во внимание видов искусства — наилучший показатель: треть людей с развитым вкусом.
Увлекая человека, допустим, музыкой или театром, не надо полагать, что тем самым обеспечится процесс его успешного художественного развития. Вообще было бы наивно думать, что эту проблему могут решить разовые акции, лихие наскоки и шумные мероприятия или, наоборот, попытки обойтись малой кровью, по принципу «сделаем хоть что-нибудь». Подлинный эффект возникает лишь при комплексном воздействии на человека всех видов искусства. Иными словами, нужна повседневная и системно организованная работа, координирующая усилия всех, имеющих отношение к художественному воспитанию детей и юношества.
Регулярно возникающие и все усиливавшиеся к концу века разговоры о необязательности для человека искусства в условиях заметно обогатившейся и усложнившейся информационной среды, о вытеснении искусства на периферию общественной жизни кажутся необоснованными. Подобные взгляды больше свойственны общественному мнению, но проникают они и в научную среду. Однако и с теоретических позиций, и судя по результатам эмпирических исследований с ними трудно согласиться.
Примечания
[1] Материалы этих исследований опубликованы во многих книгах и статьях. Наиболее полно результаты нашли отражение в следующих коллективных монографиях: Человек в мире художественной культуры. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1982; Художественная культура и развитие личности. Отв.ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1987; Художественная жизнь современного общества. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. СПб., 1997.