Смекни!
smekni.com

Церковное зодчество Пскова (стр. 2 из 3)

В церкви Василия Великого "с Горки" мы видим дальнейшие изменения внутренних форм храма под влиянием различных практических соображений. Построенная в 1413 году, она чрезвычайно живописна со стороны своих низких алтарных полукружий, опоясанных вверху широкой узорной лентой из каемки треугольных впадинок и двух полосок заостренных кирпичей. К этим полукружиям с северной стороны присоединяется еще одно, принадлежащее приделу, и вместе с прекрасно обработанным барабаном и небольшой придельной главкой все это соединяется в красивую композицию, цельность которой нарушается только поздним четырехскатным покрытием церкви и такой же поздней главой. Внутри уже снова столбы не все круглые, а, как видно на его плане, круглыми остались только западные, стоящие в самом храме, тогда как восточные скруглены только к востоку, в своей алтарной части, а с западной оставлены плоскими. Это как нельзя более логично, ибо к их плоским сторонам гораздо легче прикрепить иконостас, который с этого времени уже всегда к ним прислоняют, между тем как в алтаре несравненно удобнее двигаться около закругленных поверхностей, нежели около углов, особенно мешающих при тесноте помещения. Для этой же цели округлены и западные столбы.

Такова же в общих чертах и церковь Николая Чудотворца "со Усохи", построенная в 1371 году и перестроенная в 1536-м, когда у нее, вероятно, появился северный придел с красивой главкой12. Большая глава – позднего происхождения, но оба барабана ее опоясаны прелестной узорной каймой, чрезвычайно типичной для Пскова. Под самой главой всех псковских церквей XIV и XV веков идет обыкновенно этот арочный пояс с уступчатыми впадинами под его дугами; за ним следует ряд из впадинок, образуемых заостренными кирпичами, потом ряд треугольных впадинок, и под ним снова повторяются заостренные кирпичики. Надоконные "бровки", очень излюбленные в Пскове, имеют здесь не полукруглую форму, как в Новгороде, а очень изящно поднимаются углом над самым оконцем. Крайне интересна конструкция сводов в приделе церкви Николы "со Усохи". Благодаря особой системе ступенчатых арок, при помощи которых перекрыто ее квадратное пространство, помещение кажется выше и просторнее.

Но едва не самой изящной церковью Пскова является церковь св. Сергия "с Залужья". Впервые о ней упоминается только в 1561 году13, но она, несомненно, должна быть отнесена еще к XIV веку, так как все четыре ее столба еще квадратные, между тем трудно допустить, чтобы зодчий ее не воспользовался преимуществами бывших уже в ходу круглых столбов14. Как видно из обработки ее фасадов, она была когда-то четырехфронтонной, и только позже были надложены ее углы и отрезана трехлопастная верхушка ее среднего деления, мешавшая устройству четырехскатной крыши. Ее три алтарных полукружия очень низки, причем боковые ниже среднего, и как они, так и барабан, опоясаны теми же узорами, что и у Николы "со Усохи", и такие же бровки имеют ее окна. Покрыта глава зелеными изразцами, превосходно сохранившимися до сих пор и придающими церкви в высшей степени нарядный вид. Она является единственным образчиком, по которому можно судить о былых верхах псковских церквей в эпоху расцвета псковского искусства. Над средним делением северной стены возведена небольшая звонничка, служившая некогда изысканным и очень остроумно найденным завершением северного фронтона.

Приблизительно в таком же роде, как описанные церкви, есть в Пскове еще несколько, более или менее сохранившихся, каковы Анастасьинская [в Кузнецах] (1377 год)15, Козьмодемианская "с Гремячей горы" (1383 год)16, Михайло-Архангельская [на Городце] (1389 год)17 Богоявленская [с Запсковья] (1444 год)18, Успенско-Пароменская (1444 год)19, Козьмодемианская "с Примостья" (1462 год)20, Старовознесенская [с Полонища ] (1467 год)21, Георгиевская [со Взвоза] (1494), Варлаамовская [на Званице] (1495 год), Воскресенская [на Званице] (около того же времени) и Иоакимо-Анновская [в Окольном городе] (тоже22 около 1500 года)23.

В некоторых из них наблюдается дальнейшая эволюция круглых внутренних столбов. Тогда как первые "кругляки" были еще довольно высоки, начиная с XV века заднее закругление восточных столбов, спереди плоских, становится значительно ниже, и вслед затем понижается до роста человека и закругление западных столбов. И если прежде церковный столб производил такое впечатление, точно на его основной стержень была наложена четырехгранная подушка, на которую упирались своды, то теперь получаешь обратное впечатление: кажется, что на коротких и массивных круглых тумбах насажены четырехгранные столбы, из которых непосредственно вырастают своды. Переход от круглой части столба к четырехугольной обработан при помощи особых консолей, выглядывающих из круглого тела колонны в ее верхней части и как бы помогающих ей нести тяжесть четырехгранника и лежащих на нем сводов. Очень красиво вылился этот прием в столбах Дмитриевского собора в Гдовском кремле.

Вообще надо сказать, что церквей псковского типа немало еще сохранилось по берегам Чудского озера и по реке Нарове. Их зодчие, видимо, применяли все практические нововведения псковичей и кое в чем пошли еще дальше. Так, они не ограничиваются закруглением восточной стороны алтарных столбов, но округляют и выступы среднего полукружия, занимающие много лишнего места как раз за самым престолом. Таким образом скруглены эти задние выступы в церквах Кобыльего Городища, - в ней, впрочем, только слегка и то один северный, в Доможирке, в Ольгином Кресте и в гдовском Дмитриевском соборе.

В XV веке появляются, наконец, и такие церкви, которые совершенно лишены столбов. К ним относятся только совсем маленькие, примером которых может служить церковь Николы Чудотворца в Пскове, Спаса Преображения Надолбина монастыря и в особенности исследованная П.П.Покрышкиным и относимая им к 1431 году24 в высшей степени изящная Успенская церковь в Гдове25. Покрытие ее совершено при помощи оригинальной системы "взаимно перпендикулярных арок, восходящих кверху в виде ступеней и поддерживающих световой грациозный куполок"26.

Нельзя еще не упомянуть о чудесной небольшой церкви Климента папы Римского, находящейся не самом берегу реки Великой на Завеличье. Нельзя определить точно года ее постройки; известно только, что она была церковью Драчилова [Климентовского] монастыря, разоренного шведами в 1615 году. Само собою, разумеется, что она построена значительно раньше, вероятнее всего, еще в XV столетии27.

Одной из особенностей псковских церквей являются их паперти. Последние существовали и в Новгороде, притом уже в очень глубокой древности, ибо летописные сведения о них восходят до первой половины XII века. Естественно предположить, что идея папертей была перенесена из Византии, где они назывались нартексами и экзонартексами, но в то время как там они могли быть открытыми, на Севере это было немыслимо. Между тем потребность в них существовала, и особенно она давала себя знать в Пскове с его маленькими, непоместительными церквами. Иногда такие паперти или притворы пристраивались только с западной стороны, иногда же и с северной и южной, и тогда церковка производила впечатление облепленной со всех сторон низкими клетушками.

Что касается стенных украшений, то в Пскове они были проще и менее затейливы, нежели в Новгороде. Они сводились исключительно к тому типу, который мы видели в церквах Николы "со Усохи" и Сергия Чудотворца, и обыкновенно ими ограничивались барабан и алтарные полукружия, которых в Пскове всегда бывало по три, и только малые церкви, лишенные столбов, имели одну абсиду. Только изредка встречается повторение того же мотива на фасаде церкви, как, например, в Варлаамовской на Запсковье (1495 год), где он повторен над средним трехлопастным делением по обеим сторонам его верхнего закругления. К концу XV века псковские зодчие пользовались такой славой, что их вызывали далеко за пределы их земли, и мы знаем, что великий князь Иван Васильевич III вызывал их в 1472 году в Москву, где они много работали, между прочим, в Троице-Сергиевой лавре. Не может быть никакого сомнения в том, что именно их рука видна в одном из самых изумительных памятников лучшей поры московского зодчества, в церкви Спаса Преображения в подмосковном селе Острове. Барабаны и главки северного и южного приделов этой церкви кажутся целиком перенесенными на Москву-реку с реки Великой, - те же арочки под главкой с уступчатыми впадинами под ними, те же каемки из заостренных кирпичиков и треугольных впадинок и та же острым углом поднимающаяся над оконцем бровка. Та же узорная лента протянута по верху всех трех восточных полукружий.

В более поздних псковских церквах в этой излюбленной псковичами узорной ленте появляется еще одна черточка, лишающая их, быть может, былой строгости и придающая им легкий налет жеманности, но все же очаровательная и дорогая какой-то особой интимностью, свойственной всякой самодельной вещице и вносящей в нее теплоту и уют. Такую новую черточку мы видим в алтарных узорах церкви Иоакима и Анны. Кирпичи, которыми нарисован здесь узор, были слегка стесаны к наружным концам своих ребер, благодаря чему треугольные впадинки сходятся в глубине конусом, а к наружной стороне расширяются. Это дает неописуемое очарование всему узору, получающему еще более легкий, воздушный характер.

Список литературы

1. В.Суслов. Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры. СПб., 1888, стр. 7.

2. В.Смиречанский. Исторический очерк о Псковской епархии. – В кн. "Сборник Псковского губернского статистического комитета за 1877 год". Псков, 1878, стр. 29. В этом обширном и содержательном труде есть много сведений, раскрывающих взаимные отношения обоих городов, и есть немало указаний, ценных и для истории псковского церковного зодчества.

3. Существуют указания, что уже св. Ольга построила около 963 года первую деревянную церковь св. Троицы, на месте которой в 1138 году был заложен каменный храм. Кроме того, в 970 году будто бы была построена еще одна церковь во имя св. Власия на том месте, где сейчас стоит Власьевская часовня (А.Князев. Указатель достопамятностей города Пскова. М., 1858, стр. 2 и 16; В.Смиречанский. Исторический очерк о Псковской епархии, стр. 139).