Оно и началось с XIX века, когда, по сильному выражению Адорно, выползли на свет "мерзкие порождения венской, будапештской и берлинской оперетты", от которых отмежевалось высокое искусство.
Канкан ли или рок-н-ролл наполнить благородством и чистотой?! Облагородить черное матерное слово? Обратившийся к Богу матерщинник, силой Божией может избавиться от одержания матом. Но само сквернословие остается сквернословием, оккультным по истокам, как доказано филологами (Б.А.Успенским). Из мата дьявольщину не изгонишь.
Невозможно облагородить и музыкальное сквернословие, запечатленное в мерзости новейших танцевально-двигательно-жанровых интонаций — Перед нами уже не грубоватый сельский менуэт, облагороженный благодушным юмором Гайдна, не несколько вольный в обращении вальс, опоэтизировать мечтой о возвышенной свободе небесной любви, как у Шопена или Чайковского. Перед нами нечто такое, что верный идеалам серьезной светской музыки человек должен отрубить мечом воли. Ибо это сам сатана. Когда-то рок-группы таили ненависть ко Христу и поклонение сатане, шифруя свои идеи, а начиная с группы Black sabbath приступили к открытому глумлению над Христом, Богородицею, к прямой проповеди сатанинской злобы, признаваясь миру в заключенных ими контрактах с сатаной, в получении богатства и всемирной славы в обмен на душу и тело (Элис Купер). А самоназвания групп, стилей, альбомов чего стоят — slaver убийца, trush мусор, дрянь, death-metall смертельный металл, death vomit смертельная блевотина, WASP — аббревиатура слов "мы сексуальные извращенцы", "Мы продали свои души за рок-н-ролл"! Сюда же нужно добавить програмные интервью, непосредственные призывы принять сатану на своих концертах-проповедях, выжженную на лбу печать антихриста, соответствующее поведение толпы слушателей с грандиозными драками, истерией, самоубийствами прямо на концертах...
Разница между старыми и новыми стратами — не количественная, а качественная: как между немощью (невольным грехом) и ожесточением греха. "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились", — пророчествует о Христе Исайя (Ис. 53:4-5). Немощных кающихся грешников Господь спасает, а ненавидящих покаяние, с сожженной совестью, не вразумляемых никакими увещеваниями — оставляет их сатанинской злобе.
Как Царствие Небесное, с его божественной логикой плиромности послужило нам ключом к богослужебному пению и высоте светской музыки, так ад есть ключ к адской жизни и в искусстве. Ад есть упорство злобы, окончательно противопоставившей себя любви Божией. Бог не создавал ада, как не создавал и дьявола. Зло не онтологично, а рождается произволом человека и бесов. Плирома совершенств и добродетелей в кривости злого сознания оборачивается круговой порукой греха. Начало этой цепи — гордыня, похищение, воровство славы Божией. Мы — ничто, а Бог даровал нам Свою любовь. Дары благости Божией усваиваются лишь смирением и любовью. Трагедия дьявола-прометея (космического вора, как об этом и этимология говорит) в том, что похитить огонь любви (то есть попросту приписать себе) нельзя: он тут же превращается в огонь ненависти, его свет — во тьму. Пустота небытийности воровством не заполняется: бесы внутренне пусты и ненавидят Бога. Этимология мудрость спрятала в слове "ненависть" (лат. in-vidia — ненависть и зависть, поскольку in — и не-, и в- ). Ненавидеть — не желать видеть ("Глаза б мои тебя не видели!"): забить все окна души, превратившись в самозамкнутый герметичный сгусток зла, сколлапсировать в черную дыру самости. Само слово ад (гр. aidh?) этимологически связано с невидением.
Желание не видеть, не слышать Бога, грезить о Его несуществовании — в подсознании атеизма. Здесь начало адской антикультуры. Стадии атеизма соответствует поп-музыка, начиная от "мерзких порождений будапештской и венской оперетты" (Адорно) до современных пошлых шлягеров.
Спрятанная в атеизме ненависть исторически прогрессировала. Ныне очевидна мистическая подоплека русской революции. Ее целью было уничтожение удерживающего ("тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" — 2 Фес. 2:7-8). "Мириться с "Николкой" (святителем Николаем Чудотворцем — ВМ) глупо... немедленно нужны экстренные меры... Надо поставить на ноги все ЧК, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за "Николы"" (В.И.Ленин. ПСС, М., 1958, письмо Главкому А.Эйдуку от 25.12.1919 г.). Это цветочки сатанического века. Плод — тотальная сатанизация жизни. Ныне антикультура продавливает себя внутрь светской серьезной культуры. Оккультизмом заражены все науки, от физики до психологии, искусство и сама жизнь.
Попытки оправдать, возвысить поп- и рок-культуру и побрататься с ней — наивны и опасны, как опасны и безумны надежды на расцвет христианства под крылом антихриста. Наивно надеяться в сговоре с сатаной полюбить Христа: ничего кроме поцелуя Иуды из того не выйдет. И ясно, с чьего голоса говорят ученые, настаивающие на внеценностном (следовательно, бессовестном!) анализе несовместимых родов музыки. — С голоса того, кто явится обольщать человечество "ласковым злом" недопустимых духовных компромиссов. Невидимый пока обольститель заранее предпринимает меры к тому, чтоб не оказаться разоблаченным. Такая опасность исходит для него исключительно от ненавистного ему православия, которое единственное, избежав всех ересей прошлого и сохранив переданную через апостолов от Господа чистоту веры, не подчинится задуманному беззаконником мировому синтезу всего со всем, ибо живущий в Православной Церкви Христос не синтезируется ни с какой ложью.
А что под силу высокой светской культуре? Своими особыми средствами она может свидетельствовать о Христе, о небывалой красоте правой веры, распространяя в новой языческой среде свет Христовой любви.
Апологетическая ее функция возможна при условии ее собственного воцерковления. Тогда станет ясным: чему именно в ней служим. Истине или вирусу лжи? Небесным восходящим тяготениям духа, или своеволию? Если первому, то и в шедеврах XX века обнаружим мы эту могучую силу противления злу, особенно в России — у Прокофьева, Шостаковича, Шнитке… Если второму, то и в интерпретации романтизма наряду с крыльями отрастут и рожки.
Список литературы
1. Св. Григорий Богослов. Слово 38.
2. Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. — М., 1998, с. 36-37.
3. Там же, с.188.
4. Священник Григорий Дьяченко. Общедоступные беседы о богослужении Православной церкви…. — М., 1898, с. 166.
5. Преподобный Феодор Студит Огласительные поучения и завещание М 1998, с. 176
6. Преподобный Феодор Студит Огласительные поучения и завещание М 1998, с. 233.
7. "Вдохни небесное мне, Муза! восхищенье, Владимирово петь святое просвещенье!" — М.Херасков. "Владимир". Эпическая поэма. — Эпические творения, ч.II. — М., 1787, с.1.
8. Коклен-старший. Искусство актера. — Киев, 1909, с. 8-9.
9. Кант. Собрание соч. в 6 т. — М., 1966, т..5, с. 321.
10. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 561.
11. Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключаящие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Часть вторая, М., 1867. С.39.
12. Там же. С.43.
13. "Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах"
14. "На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира… после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово". — "Где на святом месте? В церкви?" — спросили 4 владыки старца. — "Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: "Нам нужно смотреть и слушать новости". Вот в новостях-то и явится антихрист"
15. О правильном соединении духовной вертикали и государственно-властной горизонтали в обществе см. в книге автора: Внемлите ангельскому пьнью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова. — Минск, 2000, с. 107-115, и в его же брошюре — Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе.
16. Блаженный Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский (Максимович). Святая Русь — Русская земля. М., Изд. Мос. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1997, с. 84-85.
17. Епископ Евлогий. Очищаться страданием" - предисловие к книге "Старцы о последних временах. М.,1994, с. 3.
18. Старец Силуан. Жизнь и поучения. — М.-Ново-Казачье-Минск, 1991, с.66.
19. "О Божественной Литургии. "Жизнь вечная", N 25 октябрь 1996, с.11.
20. М.М.Дунаев. Православие и русская литература. Т.1. — М., 1996, с.4.
21. Св. Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. — М., 1998, с. 14.