Все эти находки можно обнаружить в одном из ранних фильмов Д.Уильямсона «Нападение на миссию» (1900). Сюжет этого фильма по всей вероятности, был заимствован из газетных сообщений - в те годы английские миссии в колониях подвергались частым нападениям. Характерно, что сюжет фильма был заранее разбит на несколько сцен, которые снимались с разных точек:1) здание миссии и живущий там персонал; 2) мятежники, взламывающие ворота; 3) персонал миссии, готовящийся к обороне; 4) мятежники, врывающиеся во двор миссии; 5) борьба между мятежниками и персоналом миссии; 6) поджог здания миссии.
Между этими эпизодами вставлялись сцены, снятые на английском корабле, где узнали о нападении на миссию, и на дороге, по которой английские матросы спешат на помощь персоналу миссии. Фильм завершался разоружением мятежников и спасением из горящего дома маленькой девочки «в последнюю минуту».
Такая последовательность снятых эпизодов давала возможность добиться драматического нарастания действия и возбудить у публики активный интерес к происходящим событиям.
Приемы «параллельного действия» и «спасение в последнюю минуту» спустя несколько лет стали применяться в многочисленных приключенческих фильмах. Общеизвестно также, с каким, успехом использовали открытие Д.Уильямсона американские режиссеры Д.Гриффит и Т.Инс.
Подражая Д.А.Смиту специализировавшемуся на съемках с двойной экспозицией, Д.Уильямсон изобретательно использовал в своих фильмах некоторые простейшие трюки. В фильме «Большой глоток» давался медленный наезд камеры, позволяющий показать на экране все увеличивающийся рот человека, который как бы проглатывал оператора вместе со съемочной камерой. В небольшой комической сценке «Рай тружеников», приемом обратной съемки, показывался процесс кладки кирпичей, чтобы кирпич сам ложился на его ладонь.
Насколько изобретательно были сделаны Уильямсом эти фильмы, можно судить по тому, что их копировали в разных странах Европы с небольшими сюжетными изменениями. Так, например, фирма «Пате» повторила сюжет «Рая тружеников» в фильме «Изобретатель движения». Аналогичные случаи были и в США. Успешная деятельность английских пионеров кино к началу нового века поставила кинематографию этой страны на одно из первых мест в мире. Достаточно сказать, что по количеству выпускаемых фильмов студия В.Пола в те годы не уступала фирме «Пате». В его каталоге за 1900 год перечислялось более 1000 названий самых различных фильмов. В.Пол и его брайтонские коллеги были далеко не единственными в Англии производителями фильмов. В Шиффелде существовала фирма «Хоггарт и сын», в Южном Уэлсе - «Ф.Меттершоу». Кроме того, производственной деятельностью в Лондоне занимались филиалы некоторых французских фирм - «Гомон-Бритиш», "Пате" и другие.
В 1897 г. в Лондоне была создана компания «Варвик». Ее организовал приехавший из США Чарлз Урбан. Вначале он торговал только кинопроекционной аппаратурой американского производства, а затем стал заключать с английскими фирмами, и в частности с Д.А.Смитом. договоры на монопольную продажу и в других странах фильмов, сделанных в Англии.
Сосредоточив в своих руках монополию на продажу английских фильмов за границей, Урбан лишил этим многих предпринимателей значительной части доходов, поступающих от продажи фильмов на международном рынке. Это существенно отразилось на развитии английской кинематографии. Здесь не лишним будет напомнить, что французские фирмы «Пате» и «Гомон» были более предусмотрительны: они никому не уступали монополию торговли фильмами и получали огромные. прибыли именно на мировом рывке. Английские кинопредприниматели, уступив монополию продажи фильмов Урбану, лишили себя многих преимуществ.
Среди предпринимателей, занимавших видное место в английском кинопроизводстве, необходимо упомянуть Сесиля Хепуорта. Он начал свой путь в кино, разъезжая по стране с проекционным аппаратом. Проработав некоторое время у Ч.Урбана в "Варвике" и изучив там процесс производства фильмов, он организовал в 1899 г. собственную фирму, ставшую одной из самых крупных прокатно-производственных организаций в Лондоне.
Хепуорт был автором первого пособия по кинотехнике, опубликованного на английском языке, и всегда очень внимательно следил за развитием киноискусства. Просматривая английские, французские и американские фильмы, появлявшиеся тогда в Лондоне, Хепуорт старательно изучал их и затем использовал в своей творческой практике все то новое, что в них находил. Его фильмы отличались высоким качеством изображения, устойчивостью кадра и изобретательностью в области применения новых способов съемки.
Из большого количества фильмов, поставленных самим Хепуортом, до настоящего времени сохранилось всего несколько, и в том числе «Спасена Ровером» (1905).
Этот фильм занимает в развитии английского кино раннего периода примерно такое же место, как «Большое ограбление поезда» Э.Портера в развитии кино США. Сюжет «Спасена Ровером» несложён. Во время прогулки Нищенка похищает маленькую девочку у зазевавшейся няни. Родители в отчаянии. Собака Ровер, очень привязанная к девочке, находит ее следы и пробирается на чердак, где живет нищенка. Заметив собаку, нищенка выгоняет ее, а сама, уложив ребенка спать, мертвецки напивается, Ровер, прибежав домой, нетерпеливо требует, чтобы хозяин пошел за ним, и приводит его на чердак. Девочка спасена, в доме все счастливы. Хепуорт был не только режиссером этого фильма он исполнял в нем роль отца. Сценарий написала его жена, игравшая роль матери. Их дочурка изображала похищенную девочку. Ровер - красивый шотландский колли - принадлежал семье Хепуорт, Длина фильма, по тем временам довольно большая - 140 м, дала режиссеру возможность более полно развить сюжет. Он применил последовательный и параллельный монтаж. Сцены в доме хозяев Ровера чередовались со сценами на чердаке, где жила нищенка. Прием погони, ставший впоследствии одним из самых распространенных в приключенческих фильмах, здесь использовался в простейшем виде: хозяин бежал за собакой, преодолевая препятствия (например, реку). Это помогало режиссеру заострить несложную интригу торможением действия. Наконец, чередование общих и средних планов придавало фильму известную динамику.
Некоторые историки кино считают, что фильм «Спасена Ровером» послужил Д.Гриффиту образцом для постановки «Приключения Долли». Во Франции появились различные варианты этого английского фильма. Один из них - «Собака - спаситель ребенка» (Пате) - сохранился до наших дней.
Насколько выгодным было тогда производство фильмов, можно судить по данным, приводимым в книге английского историка кино Р. Лоу. Постановка «Спасена Ровером» Обошлась Хепуорту в 7 фунтов 13 шиллингов. Продажная цена за копию была установлена в 10 фунтов 12 шиллингов. Было продано 400 копий. Такие доходы позволили Хепуорту построить хорошо оборудованную студию и в дальнейшем совершенствовать качество выпускаемых фильмов. Впоследствии Хепуорт дважды снимал сюжет «Спасена Ровером», так как негатив в процессе печатания копий приходил в негодность.
Используя зарубежный опыт, Хепуорт не игнорировал достижения и своих брайтонских коллег. В 1902-1903 гг. в Брайтоне было выпущено немало примечательных фильмов. А.Д.Уильямсон, ориентируясь на вкусы и интересы публики, наполняющей залы дешевых мюзик-холлов, начал постановку ряда фильмов из жизни рабочих и деревенских тружеников.
Для их характеристики можно привести содержание двух фильмов Д.Уильямсона: «Солдат запаса до и после войны» в «Подождите, когда вернется Джек». Последнему фильму была даже предпослана надпись: «Патетические сцены из жизни обездоленных».
В первом фильме показывалась история рядового английского рабочего, который жил с женой и ребенком в полном достатке и счастье. Но вот началась война (не следует забывать, что тогда у всех были свежи воспоминания о войне в Трансваале). Рабочего прижали в армию. Семья осталась без кормильца. Жена надрывается в работе, но не может заработать на хлеб себе и ребенку. Постепенно проданы все вещи, и когда муж возвращается с войны, он потрясен нищетой, в которой живет его семья. Демобилизованный солдат не может найти работу. Чтобы накормить голодного ребенка, он ворует хлеб. Его преследует полицейский, но даже он прослезился, когда узнал причину воровства.
Второй фильм - «Подождите, когда вернется Джек» - строится на сюжете из деревенской жизни. В нем так же, как и в первом, показываются тяжелые условия быта крестьянской семьи. Состарившиеся родители с нетерпением ждут возвращения своего сына Джека, ушедшего в город на заработки. Все имущество описано за долги, врач отказывается лечить бесплатно. Лекарства не на что купить. Вернувшийся Джек привез с собой немного денег. В жизни бедных людей наступил просвет.
Демократические тенденции, характерные для мастеров брайтонской группы, не были чужды и лондонским постановщикам.
Так, например, В.Пол, под влиянием событий первой русской революции, выпустил фильм «Доведенные до анархии» (1906). В нем очень сочувственно были показаны русские революционеры и наглядно осуждалась царская жандармерия, которая своей жестокостью довела героя до террористического акта.
2. Творчество М.Монро или Б.Дэвис (на выбор)
Мэрлин Монро. (1926-1962) (Актриса и Секс-символ)
Безотцовщина, полубезумная мать, детство в приюте, неудержимая мечта выбиться наверх, под свет софитов, туда, где бы все ею восхищались. Она достигла всего. Ее обожала вся Америка, но счастья ей это не принесло. Ее повсюду окружали люди, восторгавшиеся ее телом, но мало кто из них задумывался о ее душе. Очутившись на вершине успеха, она желала немногого: дома, где много комнат и много детей. http://www.videoservice.spb.ru/actory/monroe/maril_03.jpgЭтого она ждала от замужества с бейсболистом Джо ди Маджио и от замужества с суперинтеллектуалом, драматургом Артуром Миллером, которого боготворила чуть ли не с детства. У нее было много разных домов, но не было детей. Женщина, которую носила на руках вся Америка, была глубоко несчастна. Заметно, как от фильма к фильму крепнет ее актерское мастерство - и в своем последнем фильме "Неприкаянные" Джона Хьюстона она справляется с драматической ролью на равных с Кларком Гейблом и Монтгомери Клифтом. Общеизвестно, что она занималась в знаменитой актерской студии Ли Страсберга, страстно хотела сыграть Грушеньку в "Братьях Карамазовых", но как актрису ее не воспринимали всерьез. Да, по-видимому, ее главный талант был не в этом, не в ремесле. http://www.videoservice.spb.ru/actory/monroe/maril_05.jpgЕстественность, непосредственность и искренность во всем становятся ее главным и неотразимым актерским и человеческим достижением. http://www.videoservice.spb.ru/actory/monroe/maril_07.jpgОна ушла из жизни в августе 1962 года - зрелой прекрасной женщиной с лицом обиженного ребенка.